Изменит ли Всемирная организация здравоохранения свой подход? ВОЗ, хотя и объявило "международное чрезвычайное положение" для борьбы с коронавирусом SARS-CoV-2 из китайского города Ухань, упорно продолжает описывать ситуацию как “эпидемию”, то есть распространение, ограниченное одной страной.
В ответ на новые вспышки в Италии, Иране и Южной Корее Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейес, наконец, заявил в понедельник, что мир должен “сосредоточиться на сдерживании, делая все возможное, чтобы подготовиться к возможной пандемии (устойчивой вспышке в нескольких странах)”. В случае официального объявления ВОЗ одобрит не только провал китайской стратегии сдерживания, но и необходимость нового плана.
Сдерживание как эффективная стратегия, но с условиями
“Сдерживание и смягчение последствий — это две концепции, которые были изучены во время пандемии гриппа, например H5N1: первая, заключается в прекращении передачи возбудителя инфекции и может работать, если меры контроля будут приняты сразу же после обнаружения вируса и, если будет создана хорошая система эпиднадзора для обнаружения инфицированных людей”, - объясняет Симон Кошемес, руководитель отдела математического моделирования инфекционных болезней Института Пастера.
Когда у возбудителя инфекции R0 не меньше 2 или 3 - то есть когда человек заражает в среднем двух или трех других — мы знаем, что может вспыхнуть эпидемия и, если не отреагировать быстро — происходит сдерживание”, - объясняет его коллега Марк Багуэлен, преподаватель эпидемиологии инфекционных заболеваний в Имперском колледже Лондона (ICL).
В основе этой стратегии лежит, в частности, “поиск контактов” который заключается в выявлении максимального числа случаев, а затем изоляции этих лиц, чтобы предотвратить распространение; в опросах, чтобы определить, с кем они вступили в контакт, и, если последние выражают симптомы, в свою очередь, изолировать их. Это также позволяет собирать важную статистику и информацию об эпидемии, а затем представлять ее последствия, максимизируя все риски — так называемый принцип готовности — чтобы ограничить ущерб, если это произойдет", - добавляет Фредерик Кек, исследователь CNRS в лаборатории социальной антропологии и автор предстоящей книги "стражи пандемий".
“Если этот план будет реализован быстро и агрессивно, как это было в случае с атипичной пневмонией в 2003 году (двоюродный брат коронавируса SARS-CoV-2), мы можем надеяться, что эта болезнь исчезнет”, - продолжает исследователь ICL. Однако сдерживание менее эффективно, когда симптомы не обязательно связаны со способностью заражать. Другими словами, если зараженный человек может передать инфекционный агент и не выражать при этом никаких симптомов — например грипп. Так обстоит дело с Covid-19 - это название болезни, вызванной SARS-CoV-2, которая может передаваться также симптомов.
Что еще более важно, сдерживание требует значительных ресурсов — финансовых и человеческих — что препятствует его широкому применению. “Усилия по обеспечению ошеломляют, эта стратегия может быть реализована с помощью нескольких сотен, даже нескольких тысяч случаев, однако за ее пределами органы здравоохранения могут быть безпомощными”, - отмечает Саймон Каучемез.
Смягчение и замедление эпидемии
В то время, когда пандемия объявлена или будет объявлена, концепция смягчения берет верх: речь идет не о ликвидации эпидемии — теперь это невозможно - а о минимизации ее негативного воздействия. “Если нет вакцины или фармацевтических инструментов — это относится к SARS-Лос-2, - тогда необходимо максимально сократить контакты с людьми, с помощью гигиенических мер или путем введения дистанционной работы и закрытия школ, что и сделал Китай”, - говорит Саймон Кошмес. “Сегодня речь идет скорее об ограничении доступа к футбольным стадионам, сокращении железнодорожного и воздушного движения или даже о запрете поездок”, - говорит Марк Багелин. По этой причине сдерживание по-прежнему является выбором номер один: даже если его стоимость на смягчение последствий огромны.
Целей этой стратегии заключается в предотвращении внезапного взрыва заражения, с тем чтобы не перегружать больницы. “Представьте себе внезапный приток тяжелых случаев, таких как острая пневмония: существует реальный риск того, что система здравоохранения больше не сможет реагировать”, - говорит исследователь ICL.
Если у населения и существует естественный иммунитет к сезонному гриппу, то с Ковид-19 это не так. Закрытие границ все еще является одним из обсуждаемых вариантов замедления темпов развития эпидемии, но все работы по моделированию показывают, что было бы "очень иллюзорно" полагать, что этого будет достаточно, чтобы сдержать пандемию” - говорят два исследователя. “Все очень просто, даже если удастся предотвратить 90% прибывающих, это сэкономит вам недели три-четыре, не больше”, - говорит Саймон Каучемез.
Если масштабы пандемии будут несоразмерными, могут быть приняты и другие меры. “Может быть рассмотрена приоритетность пациентов”, - признает Марк Багелин. “Чем старше или больнее люди, тем больше внимания им нужно уделять”. Те же самые стратегии могут применяться к оборудованию, которое помогает бороться с болезнями. “На данный момент нет никаких вакцин, но можно нормировать, например, маски или защитные костюмы, которые позволяют медицинскому персоналу лечить инфицированных”, - говорит Фредерик Кек. В то же время ученые надеются собрать больше данных, чтобы лучше понять новый коронавирус и, таким образом, эффективно бороться с ним, когда пандемия будет объявлена. "Априори больше не вызывает сомнений", - заключает Марк Багелин.
Если вы хотите узнать как продавать товары во время вируса, переходите на страницу https://rus.center/coronovirus