Как люди приходят в балет?
Стандартный путь: еще в детстве родители или учителя в детских кружках замечают способности ребенка к танцу и отправляют его в балетную школу, где он мучается много лет, зато приобретает навыки, с которыми может претендовать на место в профессиональной труппе.
Но у некоторых путь в балет был крив и извилист. Например, Гленфорд Эндрю Тетли (1926-2007), будущий известный хореограф Глен Тетли, автор "Лунного Пьеро", изучал медицину в Колумбийском врачебно-хирургическом колледже и даже не думал ни о каких танцах. Но однажды студента-медика, которому едва исполнилось 19 лет, случайно занесло на спектакль American Ballet Theatre. Глен увидел "Ромео и Джульетту" Энтони Тюдора и навеки пропал.
Глен бросил медицину и стал брать частные уроки танца. Это привело в ужас его родителей: вместо того, чтобы получить надежную, уважаемую и доходную профессию, их отпрыск занимается какой-то ерундой. Родители прекратили финансовую поддержку в надежде, что Глен возьмется за ум, но тот не взялся, жил впроголодь и все оставшиеся у него гроши тратил на уроки танца.
Обычно когда про кого-то говорят: "Он живет в балетном классе", то имеют в виду, что этот человек просто много работает и очень старается. Но Глен Тетли жил в балетной студии в буквальном смысле слова. У него не было денег на съем собственного угла, одно время ему даже приходилось ночевать на улице, но потом повезло - ему разрешили оставаться на ночь в студии, где он учился, а в качестве платы за ночлег он убирал помещение.
И все же ему повезло, ведь это была не просто студия, а студия Хани Хольм, одной из пионеров и титанов современного танца. Дело в том, что в 19 лет Глен был уже староват для постижения основ классического балета и решил учиться современному танцу, который не требовал от артистов безупречных стоп, выворотности, линий и прочего. Однако Ханя Хольм смогла дать ему такую базу и так подготовить его тело, что со временем он смог освоить и классическую технику.
Свою первую работу в мире танца Глен получил случайно. Кажется, что так бывает только в фильмах и романах. Один из его друзей участвовал в шоу, которое поставил Джером Роббинс. Глен, у которого в тот период не было денег даже на еду, решил занять немного у этого самого друга и ждал его возле театра. Тут вышел сам Джером Роббинс, увидел Глена и спросил: "Ты пришел на просмотр?" Глен ответил: "Нет", но Роббинс настаивал: "А мне кажется, ты подходишь для моей постановки. Давай попробуем?" Глен прошел просмотр и так впечатлил хореографа, что тот не просто взял его в свое шоу, но и доверил ему маленькое соло. Если бы это была голливудская мелодрама о восхождении к славе, то по законам жанра это соло должно было стать триумфом Глена и началом его сумасшедших успехов, но в реальном мире вышло наоборот. Он должен был танцевать чечетку, но до того разволновался перед первым выходом на сцену, что боялся стучать и танцевал совершенно бесшумно.
Ему пришлось еще много и упорно работать после этого провала, но в конце концов успех пришел. Глена стали приглашать профессиональные труппы, и в конце концов он оказался в АБТ. Классика по-прежнему была не совсем его стихией, но он стал признанным исполнителем балетов Энтони Тюдора, с которых все началось.
Однако Глен не успокоился на достигнутом. К тому времени ему уже хотелось сочинять собственную хореографию, и он снова начал пробиваться к вершинам сквозь тернии. Об одном из его ранних балетов влиятельный американский критик Уолтер Терри написал: "Мистер Тетли всегда был блестящим танцовщиком, но очевидно, что у него нет ни капли таланта хореографа". Речь, между прочим, шла о главной работе Тетли - о "Лунном Пьеро", том самом "Лунном Пьеро", ради которого Рудольф Нуреев несколько лет бегал за Гленом Тетли, чтобы тот позволил ему станцевать этот балет.
Со временем, конечно, Глен преуспел и как хореограф. Он ставил на лучших сценах мира и возглавлял Нидерландский театр танца и Штутгартский балет после смерти Джона Крэнко.