Здравствуйте, ваш бизнес вот-вот начнет упаковываться во франшизу, пора обсудить регистрацию Товарного знака!Рассмотрим ключевые факторы, имеющие значение при регистрации Товарного знака.
1. МКТУ
Регистрация товарного знака проводится для конкретных товаров или услуг, входящих в МКТУ – Международный классификатор товаров и услуг. Согласно классификатору, все товары и услуги поделены на 45 групп (классов). Из них с 1 по 34 – классы товаров, с 35 по 45 – классы услуг. Таким образом, для регистрации товарного знака, необходимо выбрать конкретные классы МКТУ (один или несколько), и именно в этих классах Вам будет предоставлена охрана товарного знака на территории России.
Например, товарный знак c изображением бутылки «Coca cola» зарегистрирован в 32 классе, «безалкогольные напитки».
2. Товарный знак должен:
- Обладать различительной способностью
- Легко читаться, запоминаться и произноситься
- Быть оригинальным и индивидуальным. Желательно, чтобы знак существенно отличаться от любого другого товарного знака, быть «фантазийным»
- Быть многофункциональным. Знак на товары и услуги не должен искажать наименование при изменении цвета шрифта, качества бумаги нанесения и т.д.
- Быть адекватным. Товарный знак должен соответствовать специфике деятельности компании
- Выдерживать проверку временем, соответствовать новым тенденциям в промышленности и технологиях
- Быть охраноспособным.
3. Охраняемые и неохраняемые элементы ТЗ
Охраноспособность обозначения – это способность товарного знака соответствовать определенным условиям, прописанным в Гражданском Кодексе РФ. Полный перечень оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака указан в статье 1483 ГК РФ. Такое ограничение введено для того, чтобы один из правообладателей не получил исключительного права на обозначения, не обладающие различительной способностью, и они могли использоваться другими производителями однородных товаров (или услуг).
- В случае если все элементы ТЗ соответствуют требованиям закона, они оригинальны и индивидуальны, то товарный знак является полностью охраняемым.
Например, товарный знак «Билайн», является фантазийным, охраняемыми элементами являются слово «билайн» и изображение круга в черно-желтую полоску.
- В случае, если некоторые элементы ТЗ соответствуют требованиям закона, но не являются фантазийными, такие элементы допустимо использовать в ТЗ, но лишь в качестве неохраняемых.
Например, товарный знак «Чай Лисма», в данном случае слово «Лисма» является охраняемым элементом товарного знака, а «чай» - неохраняемым. На практике это означает, что, не смотря на зарегистрированный товарный знак «Чай Лисма», другие компании смогут использовать слово чай в своем товарном знаке.
Важно! Неохраняемые элементы, могут присутствовать в ТЗ, только если они не занимают в нем доминирующего положения.