Настоящие жизнелюбы и знатоки вечных ценностей-это люди пожилого возраста.Эти люди уже прожили большую часть своей жизни. Спросите у них , что они считают по-настоящему важным в жизни, и ни от одного из них вы не услышите ответ наподобие таких:"Если бы можно было все вернуть назад, я бы чаще смотрел телевизор" или "Пожалуй, надо было почаще о чем-нибудь переживать". Нет чаще всего они наверняка будут говорить о том, что как важно поддерживать отношения с членами семьи и с друзьями. Они будут смаковать воспоминаниями о тех событиях и приключениях, которые им довелось пережить, и о своих триумфах. Если они даже и высказывают сожаление, о том, что чего-то в своей жизни не сделали, что-то упустили. Одним словом, они будут сетовать на то, что частенько впустую теряли время и оно утекло, как вода сквозь пальцы. Они не определяли для себя более важные ценности, что бы потом приложить все свои силы для их достижения. Вместо этого они тратили драгоценное время на всякие мелочи. Приобретенные ими знания могут пригодиться всем нам для того, что бы мы могли сделать правильный, безошибочный выбор.
Есть ли такие люди в этом мире, которые полностью посвятили свою жизнь достижению своих ценностей? Безусловно. Главное выяснить, каким образом они мыслят при этом, и тогда мы могли бы делится этим опытом с другими.
Та техника, которая описана ниже, поможет вам поставить наиболее важные ваши ценности перед собой. Кроме того, эта техника поможет вам установить связь между вашими ценностями и вашими действиями, в результате чего вы начнете более настойчиво добиваться тех своих целей, которые для вас действительно важны.
Рекомендую вам вооружиться ручкой или карандашом, взять тетрадь и записать ответы на следующие вопросы:
-Что собой представляют мои цели?
-Что для меня важно?
В ответе можно писать о построение своей карьеры, или о том образе жизни, который бы вы хотели вести со своей семьей, или о том, как бы вы хотели провести свой отпуск, или о новой работе и взаимоотношениях. Подумайте о своих целях прямо сейчас, каковы бы они не были. Представьте их себе образно, можно даже несколько целей одновременно. А когда вы их себе представите (пусть даже некоторые из них будут недостаточно четкими), о каждой из них задайте себе эти три вопроса:
-Что самое важное в этой цели?
-Что для меня в ней особенно ценно?
-Что для меня означает достижение этой цели?
Вам могут прийти в голову понятия "свобода","испытать что то новое","принять что-либо","общение" или"безопасность".Это даже может иметь вид целой фразы- например:"добиться того, что другим кажется невозможным","правильно поставить себя в глазах других людей","создать что-то новое" или "сделать мир вокруг себя лучше".Что бы вы не имели в виду, эти слова обозначают ваши внутренние ценности. Если мы живем в противоречие своим внутренним ценностям, если не стремимся их добиться, то мы испытываем разочарование, ощущаем бессодержательность и в буквальном смысле бесцельность своей жизни-даже тогда когда нам сопутствует успех. Наши ценности определяют тот смысл, которым наполнена жизнь каждого из нас. Все наши цели, мечты и желания-это, по сути, просто средства, которые нам даны для осуществления наших ценностей.
Если вы мечтаете о новом доме для своей семьи, то при этом у вас,очевидно, есть какие-то соответствующие ценности. Вы можете желать, чтобы в этом доме было много комнат, чтобы у вас были хорошие соседи и чтобы сам дом был построен в том стиле, который вам нравится. К числу ценностей, которые удовлетворяют вашим критериям, скорее всего, относятся удобство для каждого члена семьи, покой и защищенность, и даже внутреннее ощущение достигнутого успеха и того, что вы кое-что стоите. Эти же ценности выходят на передний план также в тот момент, когда вы думаете о покупке машины или даже о смене работы. С помощью этих ценностей мы измеряем свои желания, нашу компетентность и успех.
Итак наши ценности влияют на нашу мотивацию.Если мы не будем строго придерживаться своих ценностей, то и мотивация ослабеет. Если наши ценности достаточно сильны. то, соответственно, и мотивация будет тоже сильной.
Когда вы думаете о каком-то переживание, опыте или просто вспоминаете что-то, вы при этом используете одну или несколько сенсорных модальностей-визуальную, аудиальную, кинестетическую,обонятельную и вкусовую. Когда вы мыслите с использованием разных модальностей, объект ваших мыслей становится более реальным, и, соответственно, ваша реакция будет более сильной, нежели представление одного образа или только слова или звука.
Вот вам пример:Произнесите про себя слово "Лимон" или быстро представьте себе лимон и запомните свою реакцию. А теперь как следует представьте себе объемное трехмерное изображение этого же лимона и вообразите, как его режут пополам острым ножом.Услышьте звук, с которым нож режет корку и мякоть, увидьте, как вытекает сок из лимона, и почувствуйте запах этого спелого сочного лимона. Затем представьте, что вы берете половинку и медленно подносите ее к своим губам, чтобы ее попробовать. Услышьте тот звук с которым ваши зубы вонзаются в мякоть этого лимона, а затем почувствуйте кислый вкус лимонного сока. После этого снова отметьте свою реакцию. Наверняка во втором случае у вас стало выделяться больше слюны, нежели когда вы просто произнесли слово "Лимон" и мельком представили его себе.
То, насколько сильно вы представляете себе то тили иной образ, будет определять и силу вашей реакции на него.А теперь давайте применим эту закономерность для того, чтобы понять, как вы воспринимаете свои основные ценности.
УПРАЖНЕНИЕ : Определение того,что делает образ привлекательным.
1.Сильный мотивационный образ.
Представьте себе такое задание, которое могло бы показаться вам привлекательным.Представьте себе какое-либо дело, заниматься которым просто так вам бы не хотелось, но из-за тех выгод, которые вы получите после того, как это дело будет сделано, вы действительно хотите заниматься им.Когда вы думаете об этом задание, оно кажется вам привлекательным. Здесь важно то, что именно вам оно кажется привлекательным, и вы делаете это. Когда вы почувствуете, что действительно испытываете тягу заниматься этим делом, взгляните на этот мысленный образ как режисер фильма. Оцените такие факторы, как декорации, освещение и звук.Увидьте все это как можно отчетливее, чтобы из всего этого можно было создать настоящий фильм, насыщенный живыми деталями. Когда вы сделаете это, на время отвлекитесь от это привлекательной картины.(20-60 секунд)
2. Отвлекитесь
Глубоко вздохните, а затем сделайте выдох и посмотрите по сторонам вокруг себя.
3. Нейтральный образ.
Теперь попробуйте подумать о чем-то, на что обычно не обращаете внимания, например о каком-нибудь бумажном стаканчике, карандаше или листе бумаги. Когда вы определитесь с предметом, внимательно посмотрите на него своим мысленным взором. Почувствуйте это ваше равнодушие по отношению к этому предмету. А теперь опять почувствуйте себя режиссером и опишите все характеристики этого воображаемого предмета.
4. Отвлекитесь.
Когда вы сделаете предыдущее задание, очистите свое сознание вновь посредством глубокого дыхания.
5. Сравните образы
Отметьте и оцените ту разницу, которая есть между привлекательным для вас образом и тем, к которому вы равнодушны.
Примеры: "Очень привлекательный" образ был ярче, "безразличный"-более тусклый. "Очень привлекательный" образ был цветным, "безразличный" состоял из блеклых цветов или был черно-белым. "Очень привлекательный" образ был крупнее и находился ближе, "безразличный" находился в стороне где-то с боку. "Очень привлекательный" образ сопровождался звуками или словами, "безразличный" был беззвучным, "немым".
Создайте список всех тех различий, которые вы найдете между этими двумя образами. Это именно те элементы, при помощи которых мозг определяет, что является для нас ценным. Это и есть ваш ключ к тому, чтобы уметь себя мотивировать.