эффекты для перевозчика и грузоотправителей
Предложенное ФАС России увеличение допустимого размера скидок, которые ОАО «РЖД» могут предоставить своим клиентам на перевозку грузов, дает ограниченный инструментарий для привлечения дополнительных грузов на железную дорогу, который может отчасти сгладить, но не ликвидировать последствия форс-мажорных изменений в экономике. Такую позицию высказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук в комментарии для ТАСС:
«В текущей ситуации в экономике, государству предстоит делать выбор - каким способом поддерживать грузовладельцев: прямыми методами или косвенными, субсидируя развитие железнодорожной инфраструктуры и обеспечивая дополнительный вывоз продукции на внешние рынки по ценам, в которых возврат инвестиций заменен субсидиями. Похоже государство выбирает третий путь, когда поддерживать рентабельность грузовладельцев собираются за счет инфраструктурной монополии, которая сама в кризисный период рискует сработать в 2020 году в убыток.
Предложение сократить расходы промышленности на транспортировку продукции железнодорожным транспортом уместно рассматривать не как меру стимулирования грузооборота, а как меру государственной поддержки отдельных отраслей экономики, проводимую за счет другой отрасли – железнодорожной. Такой подход имеет свои ограничения, связанные с небесконечной рентабельностью перевозчика.
Несмотря на формально допустимую скидку на уровне 99%, проект приказа ФАС России ограничивает возможности ОАО «РЖД» сокращать стоимость перевозки уровнем переменных издержек. По приблизительной оценке, уровень переменных затрат при перевозке всех классов грузов в инфраструктурной составляющей тарифа составляет 25-35%, в локомотивной составляющей тарифа – около 65-75%.
Исходя из этого, уровень переменных затрат в общем тарифе составляет примерно 30-45% в зависимости от загрузки участков пути. Необходимо также отметить наличие разных подходов к определению затрат в научной среде: так, в зависимости от горизонта рассмотрения часть переменных затрат, то есть «не зависящих от размеров перевозок», становятся «зависящими». Например, если увеличение объема перевозок сопряжено с необходимостью развития инфраструктуры, то такие капитальные затраты могут рассматриваться в качестве переменных затрат, зависящих от роста перевозок.
Существующие скидки для ключевых типов грузов – например, скидка на перевозку угля 12,8% – уже сейчас близки к порогу переменных затрат, угольные перевозки в экспортом направлении возмещают около 35-38% полных затрат.
Не стоит ожидать скидок в 50% и другим грузоотправителям первого тарифного класса, поскольку методики расчета переменных издержек не меняются и перевозить в убыток монополия не сможет, так как есть контролирующие и проверяющие органы. По итогам 2020 года у ОАО «РЖД» есть риск сработать в убыток, что повлечет проверки обоснованности выдачи значительных скидок.
Предложенная мера дает ограниченный инструментарий для привлечения дополнительных грузов на железную дорогу, который может отчасти сгладить, но не ликвидировать последствия форс-мажорных изменений в экономике.
Вместе с тем хочется надеяться, что громкие заявления о возможностях «скидок до 99%» не станут в последствии элементом политического давления на ОАО «РЖД» при оценке объемов погрузки по итогам года».
Полный текст заметки «Эксперты: предложение ФАС увеличить допустимые скидки на ж/д перевозки будет в ущерб РЖД» с комментарием эксперта ИПЕМ доступен по ссылке
«ТАСС»,
25 марта, 2020
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале!
Также по теме:
- Расширение тарифного коридора вряд ли значительно увеличит существующие скидки на ж/д транспорте , В. Савчук, «Ведомости», 23 марта, 2020
- Возможно ли квотировать перевозку угля по Восточному полигону? В. Савчук, «РЖД-Партнер», 17 марта, 2020
- Как изменится погрузка на железнодорожном транспорте в 2020-м году? В Савчук, Ведомости, 10 января, 2020
- Инвестпрограмма РЖД: какие есть источники? В. Савчук, Коммерсантъ, 14 февраля, 2020
- В каких условиях будет эффективна скидка на провоз угля к портам Северо-Запада на экспорт? А. Слободяник, РЖД-Партнер, 18 ноября, 2019