3-х дюймовая пушка Лендера на шасси White TCD
Страна: Россия
Год производства: 1916-1917
Количество: 24 + 3 (в Эстонии)
Производитель: Путиловский завод
Шасси: White 5-ton (White TCD)
Экипаж: 6
Вооружение: 3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера (Тарновского—Лендера)
Бронирование: нет
Боевая масса 9,5 тонн
Двигатель 45 л.с.
Отдельные автомобильные батареи для стрельбы по воздушному флоту, наряду с бтронеавтомобильными частями, стали одними из самых боеспособных и эффективных частей Российской Императорской армии в Первую мировую войну. Всего было сформировано девять четырехорудийных автомобильных батарей. Три из них (1-я, 2-я и Отдельная полубатарея для воздушной охраны Императорской Резиденции, которую переформировали в 7-ю) были оснащены моторными орудиями и машинами-зарядными ящиками на на шасси машин Руссо-Балт. Но уже в 1915 году стало ясно, что Руссо-Балт не справится с изготовлением нужного количества машин, и надо срочно искать замену. А эвакуация летом 1915 года Русско-Балтийского вагонного завода в связи с угрозой захвата Риги в Тверь, Петроград и Фили сделала выполнение планов вообще невозможными. Наиболее активно с европейскими военными в США работала компания White Motor Company из Кливленда. 3-х тонные грузовики White стали самыми распространенными иностранными грузовиками во Французской Армии и РИА. Именно зенитками на базе 5-ти тонных White TCD и были оснащены еще 6 автомобильных зенитных батарей.
Для русской армии «Уайт» поставлял практически все свои модели грузовых автомобилей, но больше всего закупалось 1,5-тонных машин модели TBC и 3-тонных TAD. В основном поставлялись базовые модели с бортовым кузовом и тентом, но прямо из Америки напрямую приобретались и автомобили-цистерны, фургоны и шасси без кузова. На шасси White TBC передвижные лебёдки Карамышева для запуска и спуска аэростатов и дирижаблей выпускал Адмиралтейский судостроительный завод. В 1915 году на Ижорском заводе в Колпино по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва на шасси 1,5-тонного White TBC был построен бронеавтомобиль, оснащённый 37 мм французской пушкой «Гочкисс». В 1917–1918 гг. на шасси нескольких 1,5-тонных «Уайтов» установили бронекузова от старых английских броневиков «Остин» 1915 г., на которых родная ходовая часть пришла в негодность. Грузовые автомобили «Уайт» были не только самыми массовыми в РИА, но и самыми надежными.
Для шасси новых зенитных орудий инженеры Путиловского завода подобрали платформу White 5-ton (White TCD) c 45-ти сильным двигателем и массивной двутавровой рамой, достаточно жесткой для установки на нее зенитного орудия. Машины были заказаны двумя партиями по 12 грузовиков - 5-ти тонных для моторных орудий и 3-х тонных для зарядных ящиков. Первые 3 батареи на машинах White были переданы в армию в декабре 1915 года. Машины White TCD поставлялись только на Путиловский завод для переоборудования в моторные орудия.
Конструктивно моторные орудия на шасси White не отличались от машин на шасси Руссо-Балт. Единственным отличием было отсутствие задней откидной опоры, боевое применение показало, что она не обязательна. Кабины и капоты машин не бронировались. Отличалось и расположение двери в кабине, на праворульных Руссо-Балтах она была слева, а на леворульных White справа. Возможности потенциально нагрузки новых автомобилей-зениток отличались в лучшую сторону от Руссо-Балтов. Большая реальная грузоподъемность позволила увеличить оперативный боезапас, который перевозился непосредственно на моторном орудии - 96 выстрелов (24 лотка),
В апреле 1916 года из машин на шасси White в Царском Селе была сформирована Отдельная батарея для воздушной обороны Ставки Верховного главнокомандующего от летательных аппаратов. Её состав был похож на состав такой же батареи по Охране Императорской резиденции (8 орудий образца 1902 года с 8 неподвижными установками для стрельбы по воздухоплавательным аппаратам, 4 автомобильных орудия, 8 зарядных ящиков, из них – 4 конные и 4 на автомобилях, 3 прожектора - 2 неподвижные и 1 на автомобиле Делоне-Бельвиль. В мае 1916 года батарею отправили в Могилёв для воздушной обороны Ставки. Кроме пушек в батарею входил и пулеметная рота, для прикрытия зениток в ближней зоне. В апреле 1917 года на базе батареи Обороны Ставки сформировали 8-ю Отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту.
С 1916 года штат Отдельных автомобильных батарей кроме моторных орудий и зарядных ящиков входили три легковых автомобиля, грузовик для перевозки запасных частей, телефонного имущества и приборов наблюдения, автомастерская, автоцистерна, прожекторный автомобиль, автомобиль-кухня и автомобиль с генераторной установкой. Батареи стали не только полностью моторизованными, но и не зависимыми от вспомогательных подразделений самой армии.
В 1917 году новые сформированные три батареи попали на фронт уже в разваливающуюся армию. Но на Северном и Румынском фронтах батареи держали позиции практически до самого конца боевых действий.
После окончания боевых действия на фронтах практически все зенитные батареи оказались в распоряжении большевиков. В основном их использовали для обороны правительственных объектов Петрограда и Москвы, играя роль не только реальной обороны от "теоретического врага", но и служа напоминанием о силе молодой власти. Два моторных орудия были переданы в 1918 году румынам, которые уже через год применили их в ходе так называемой Трансильванской войны с Венгрией и дошли до Будапешта. В румынской армии зенитные орудия служили до начала 30-х годов.
Еще одна моторная пушка с зарядным ящиком попала в распоряжение Эстонской армии. Эстонцы поступили наиболее разумным способом. На шасси машины-зарядного ящика и еще двух грузовых машин White имевшихся в распоряжении Эстонской армии построили еще 3 зенитные установки, сформировав полноценную батарею.
Источники:
Станислав Кирилец. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов", Эксмо. 2018
Станислав Кирилец Автомобили-зенитки Народной армии Эстонии ( https://coollib.com/b/352837/read )
Станислав Кирилец. Автомобили «Уайт» в Российской империи.