Найти в Дзене
Казусы образования

Дистанционное обучение: выкручиваемся как можем

Идет вторая неделя удаленных занятий, и можно сказать, что ни школы, ни вузы к такому повороту событий оказались не готовы. Несмотря на всеобщую  цифровизацию.

Школьников и студентов просто выдворили по домам до стабилизации ситуации.

Как же происходит в эти дни организация дистанционного обучения? Конечно, при помощи интернета, но используют его кто во что горазд.

Для школьников есть специальные учебные платформы с тестами и заданиями. Учащиеся и раньше выполняли на них домашние задания и проходили олимпиады онлайн. Но это было в основном для повторения и закрепления материала. А как быть с объяснением новых тем?

На тех же платформах предусмотрены вебинары и видеоуроки для школьников. Однако то, как идет освоение материала по этим видеоурокам, зависит от самодисциплины ученика либо от мотивации присутствующего родителя.

Надо сказать, что родители крайне недовольны тем, что обучение теперь стало их обязанностью. Недовольны и тем, что по комнате в случае видеотрансляции теперь нельзя ходить в неприбранном состоянии и громко разговаривать. А если учесть, что домашних забот, когда все дома, прибавилось на порядок (только успевай готовь да убирай), то взваливать на себя еще и обеспечение дистанционного обучения никому не хочется.

К тому же эти платформы постоянно виснут из-за перегрузки.

Оказалось, что для всех проще давно опробованный метод: ученики делают задания в тетрадках, фотографируют их и отсылают учителю через социальные сети или мессенджеры.  

У студентов дела обстоят по-другому. С онлайн они давно на «ты», самодисциплины больше. Видеолекции удобно конспектировать, т.к. запись можно остановить на любом месте.

Здесь дело идет не очень гладко из-за преподавателей, многие из которых в силу почтенного возраста работать так не привыкли. Поэтому часто практикуется старый добрый способ: прочитайте в учебнике от сих до сих и подготовьте реферат.

Также непонятно, как дистанционно обучаться по тем направлениям, где много практики и опытов (химия, физика, медицина).

Перейдем к дополнительным занятиям.

Спортивные секции направляют своим воспитанникам комплексы упражнений для поддержания формы в домашних условиях.

Художественные школы так же отправляют видеоуроки и просят высылать фото работ.

В музыкальных школах некоторые педагоги слушают игру на музыкальных инструментах по телефону.

Итак, какой предварительный вывод можно сделать из этой ситуации?

Наверняка впоследствии Правительство, Минобрнауки и Минпросвещения проанализируют этот вынужденный опыт, которого до сих пор по большому счету не было. Также они увидят, куда впредь стоит направлять бюджетные средства и направлять ли вообще.

Но мы можем сказать точно: специальные платформы и сайты показывают более низкую эффективность, чем более простые действия. Да, они могут использоваться в помощь учителю, но взваливать на них основную работу нельзя.

Такой же фикцией представляется и та идея последних лет, что в будущем все перейдут учиться онлайн. В дополнение к обычному обучению онлайн - да. Вместо - нет.