Предлагаю вашему вниманию самый первый материал, посвященный разработке ВАЗ-2121 "Нива", опубликованный в советской прессе в 1976 году. В интервью журналу "За рулём" в майском номере за 1976 год технический директор Волжского автозавода Марат Нагуманович Фаршатов впервые поделился техническими деталями проекта. Многие слова и высказывания теперь могут вызвать у вас улыбку. Потому прежде чем прочесть эту без преувеличения знаковую публикацию, постарайтесь себе представить время и людей, "социалистическое соревнование" - подмену капиталистической конкуренции. До этой весенней статьи новый автомобиль всего несколько раз коротко упоминался в печати. Например, Александром Рухадзе, заместителем министра автомобильной промышленности СССР в статье "1975-й, завершающий", посвященной итогам 9-й пятилетки в советском автомобилестроении. Где было отмечено: "... конструкторы работают... над новыми моделями "жигулей", в том числе ВАЗ-2121 повышенной проходимости" (журнал "За рулем", №3, 1975 год, стр. 2).
В любом случае, в 1976 году будущая легенда имела только заводской индекс 2121, имя "Нива" еще не разу не прозвучало не с экранов телевизора, не со страниц прессы СССР.
Для справки: технический директор ВАЗа М.Н. Фаршатов(апрель 1975 - апрель 1991 года), участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Ленина, Отечественной войны I степени. Награждён медалями «За победу над Японией», «За трудовое отличие», «За доблестный труд».
ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДА
Увеличить выпуск легковых автомобилей повышенной проходимости для сельской местности - из "Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы".
Интервью с техническим директором объединения «АвтоВАЗ» М.Н.ФАРШАТОВЫМ
До начала серийного производства автомобиля ВАЗ-2121 больше года. Но наши подписчики настойчиво просят рассказать о новой вазовской модели. Чаще всего такие просьбы приходят в письмах, на обратных адресах которых названия сел, деревень, райцентров. Что ж, нетерпение их авторов можно понять: автомобиль повышенной проходимости «2121» - младший в семействе ВАЗ - предназначен прежде всего для тех, кто живет в стороне от шоссейных дорог. Ему отведена особая роль в планах автомобилизации на десятую пятилетку. Учитывая все это, мы решили отступить от принятой в журнале традиции представлять новую модель ко времени постановки ее на конвейер и начнем рассказ о ней уже в этом номере.
В социалистических обязательствах вазовцев на 1976 год есть такие строки: «Ускорить проведение работ по модернизации выпускаемых автомобилей и к открытию XXV съезда КПСС:
- изготовить опытно-промышленную партию автомобилей повышенной проходимости ВАЗ-2121 для работников сельского хозяйства и осуществить в течение года подготовительные работы по организации их серийного выпуска...»
В самые горячие, предсъездовские дни, когда заканчивалась сборка пятидесяти первых машин опытной партии, корреспондент журнала встретился с техническим директором ВАЗа М.Н.Фаршатовым и попросил ответить на наши вопросы.
- Марат Нагуманович, чем на ваш взгляд объяснить, что появившаяся в прессе и на телевидении информация о вашей новой машине вызвала столь активный интерес у автомобилистов?
- Очевидно, тем, что рождение ВАЗ-2121 связано с жизненными потребностями, нашим социальным развитием, если хотите. Основное назначение нового автомобиля Волжского автозавода - служить сельскому населению.
Городскому жителю уже предлагается достаточный ассортимент: «жигули», «москвичи», «запорожцы», седаны, универсалы, комби. А сельскому? Ни для кого не секрет, что рост парка машин опережает у нас развитие дорожной сети. Механизатору же, агроному, сельскому врачу уже сегодня крайне нужен такой личный транспорт, которому не страшны грунтовые дороги в любое время года. И у него, очевидно, достаточно возможностей, сбережений, чтобы приобрести автомобиль. Вот почему, мне кажется, машина, еще не став на конвейер, встретила столь радушный прием.
- Все это так. Но вспомните: задолго до строительства ВАЗа были созданы конструкции, рассчитанные на сельских автомобилистов. И это тогда не вызывало такой реакции.
- Мы вовсе не считаем себя пионерами в этом деле. Назову хотя бы «Москвич-410Н» (о ГАЗ—69 и его преемнике УАЗ—469 я не говорю, поскольку они, как правило, не предназначены для индивидуального пользования). Жизнь «четыреста десятой» модели оказалась недолгой не только потому, что она представляла собой компромиссное решение с неизбежными в этом случае минусами. Просто тогда еще не созрели условия для массового производства и распространения джипов, рассчитанных на продажу населению.
Ныне, не говоря о нас, и в Москве на АЗЛК и в Ижевске созданы опытные образцы таких автомобилей, а в Луцке ежегодно выпускается по несколько тысяч машин на базе агрегатов «запорожцев». Утвержденный же к массовому производству ВАЗ-2121, мы надеемся, сыграет свою роль в решении задач, поставленных XXV съездом партии. Я имею в виду удовлетворение возросших материальных и духовных потребностей сельского населения, дальнейшее сближение уровня благосостояния и культуры жителей города и деревни.
- Вы коснулись назначения нового автомобиля. Хотелось бы знать, пусть в общих чертах, в чем его отличие от других моделей?
- Может быть это покажется нескромный, но беру на себя смелость утверждать: нашим конструкторам удалось создать отечественный автомобиль с принципиально новыми качествами универсального (я особо подчеркиваю это) характера. «2121» сочетает способность преодолевать глинистые и песчаные участки, снежную целину, работать при сорокаградусном морозе и в пятидесятиградусную жару, причем с высоким уровнем комфорта, присущим «жигулям». К тому же при движении по хорошим шоссейным дорогам он ведет себя как обычный легковой автомобиль и развивает скорость до 130 километров в час.
Вопросы безопасности, эргономики, эстетики решены в конструкции автомобиля на самом высоком техническом уровне. Короче говоря, «2121» (пусть пока мы ведем речь об опытном образце) соединяет в себе достоинства современных легковых моделей и преимущества джипов. Придет время, и сельские автомобилисты убедятся в этом на собственном опыте.
- В таком случае не могли бы вы подробнее, как это просят наши читатели, охарактеризовать конструктивные особенности ВАЗ-21211?
- Надеюсь, уже в этом году создатели машины, ее испытатели получат возможность рассказать на страницах «За рулем»» об устройстве автомобиля. Поэтому ограничусь тем, что назову самое основное. Машина, например, оснащена постоянным приводом на все колеса, так сказать, располовинены нагрузки на детали трансмиссии. В двухступенчатую раздаточную коробку встроен межосевой дифференциал. В тяжелых дорожных условиях водитель может его блокировать и таким образом в нужный момент предотвратить буксование колес.
ВАЗ-2121 снабжен 80-сильным двигателем, таким же, как и наша новая модель ВАЗ-2106. Мы вообще стремились по возможности шире использовать узлы и агрегаты «Жигулей». Коробка передач, сцепление, электрооборудование, рулевое управление, задняя подвеска «2121» почти не отличаются от принятых на моделях «2103» и «2106».
А вот кузов не имеет аналогов среди наших машин. Цельнометаллический, несущий, оригинальной формы, он избавлен от недостатков кузовов с тентом, где зимой холодно, а летом — жарко. Эффективные «жигулевские» отопление и вентиляция, герметизация дверных проемов, как на всех ВАЗах, создают необходимый комфорт
«2121» - очень компактный автомобиль, он даже короче «Запорожца», правда, шире «Жигулей». В салоне просторно, и пассажирам не тесно, даже если на них полушубки. У машины только две боковые двери, но при откидывании передних сидений пассажиры садятся и выходят достаточно свободно. Задние сиденья складываются, и тогда багажное отделение занимает больше половины салона. Для удобства пользования им предусмотрена задняя дверь, откидывающаяся кверху. Конструкторы сумели рационально использовать объем автомобиля. Запасное колесо помещено под капотом, бензобак ушел в пространство под заднее сиденье. Это основное.
- Извините, Марат Нагуманович, что прерываем вас. Мы попросили бы учесть одно обстоятельство: в письмах читателей больше всего вопросов о проходимости, устойчивости, безопасности ВАЗ-2121.
- Я как раз собираюсь к этому перейти. Наряду с постоянным приводом на все колеса, о котором мы уже говорили, следует назвать независимую переднюю подвеску. Применение её позволило сделать автомобиль относительно невысоким, а следовательно, и более устойчивым, улучшить проходимость на бездорожье. Кроме того, ВАЗ-2121 снабжен широкопрофильными шинами (5,95-16) с универсальным рисунком протектора - они дают немалый эффект в смысле проходимости и управляемости. Применение больших колес, легко перекатывающихся через неровности дороги, и другие конструктивные меры позволили довести дорожный просвет ВАЗ-2121 до 220 мм - как на ГАЗ-69 (напомним, у «Жигулей» он равен 170 мм).
Первостепенное внимание было уделено безопасности — активной и пассивной. Здесь прежде всего надо отметить тормозную систему с раздельным приводом, который снабжен вакуумным усилителем. Новшеством, и не только в отечественной практике, стало применение на автомобиле такого типа передних дисковых тормозов. Опасения, что они в условиях плохих дорог будут недолговечны, оказались напрасными. Разработанные в Тольятти новые дисковые тормоза при сравнительных испытаниях на ВАЗ-2121 показали бо́льшую надежность, чем барабанные. Ну и, конечно, надо отметить, что джип располагает всем тем же, чем и «Жигули» (включая ремни), - в соответствии с нормами безопасности Европейской экономической комиссии ООН.
- Скажите, пожалуйста, каков объем испытаний, которые прошел автомобиль до выпуска опытно-промышленной партии?
- Как и у всякой новой модели, агрегаты ВАЗ-2121 прошли проверку по сложной программе на стендах, в лабораторных и различных дорожных условиях: на полигоне НАМИ, в европейской части страны, в Средней Азии, в условиях пустыни. Результаты этой работы отражены в акте межведомственной комиссии, которая и рекомендовала автомобиль к выпуску. До начала его у нас еще год, и мы постараемся использовать это время для дальнейших разносторонних испытаний и доводки конструкции. Большая часть джипов из опытной партии отправится на полигон, на испытания в разные районы страны.
- И наш последний вопрос. Каким образом планируется организовать серийный выпуск ВАЗ-2121 и в каких масштабах?
- За отведенное нам короткое время предстоит выполнить большой объем работ. Во-первых, расширить возможности действующего производства с тем, чтобы оно могло увеличить выпуск агрегатов и узлов, унифицированных с «Жигулями». Это связано с модернизацией оборудования, совершенствованием технологии, иными словами, с использованием внутренних резервов. И во-вторых, создать новые производственные мощности по изготовлению и сборке кузовов «2121», а также выпуску раздаточных коробок, передних подвесок. Сейчас для этих целей возводится корпус площадью 60 тысяч квадратных метров, заказаны автоматические линии, специальные станки, оснастка. Здесь мы очень рассчитываем на Министерство станкоинструментальной промышленности, которое взялось изготовить на своих предприятиях основное металлорежущее оборудование в первой половине будущего года. В 1977 году намечено дать первые 15 тысяч автомобилей ВАЗ—2121, а в 1980 году мы должны выйти на уровень 50 тысяч. Сроки, как видите, предельно сжатые. Но мы верим в энтузиазм наших строителей и монтажников, верим в действенную силу социалистического соревнования и убеждены, что решение XXV съезда партии об увеличении выпуска автомобилей для села будет выполнено по-вазовски - высококачественно и своевременно.
Описание автомобиля на вкладке:
Волжский автомобильный завод вступил в новую, десятую пятилетку с большими творческими планами. Среди моделей, разработанных коллективом конструкторов для освоения в ближайшие годы, ВАЗ-2121 — легковой автомобиль повышенной проходимости, предназначенный для эксплуатации главным образом в сельской местности. Экспериментальный образец этой интересной машины, получившей название «Нива», экспонировался летом и осенью минувшего года на ВДНХ, во время тематической выставки "Технология автомобилестроения—75".
Опытная партия ВАЗ—2121 собрана к открытию XXV съезда КПСС. После того, как эти машины пройдут окончательные испытания, начнется серийное производство. Пока же мы представляем читателям прототип «Нивы», показанный на ВДНХ, мы приводим краткую техническую характеристику, которая была дана на планшете рядом с экспонатом.
ВАЗ-2121 оснащен приводом на все колеса, причем передние имеют независимую, а задние — зависимую пружинную подвеску. У автомобиля четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1600 см3 и мощностью 80 л. с. при 5200 об/мин. База «Нивы» — 2200 мм, длина — 3590 мм, высота — 1680 мм, ширина — 1640 мм. Снаряженный вес опытного образца составляет 1150 кг, а максимальная скорость — 130 км/час.
По сравнению с хорошо известными нашими джипами ГАЗ-69, УАЗ-469 и ЛуАЗ-969 новая машина оснащена более совершенным закрытым несущим четырехместным кузовом с тремя дверьми. Третья дверь открывается не вбок, а наверх и дает доступ в заднюю часть кузова.
Оборудование кузова, уплотнители дверей, система отопления и вентиляции, комфортабельные сиденья не отличаются от тех, что применяются на большинстве современных легковых автомобилей.
Пока мы вкратце рассказали о прототипе «Нивы». Возможно, серийный образец будет отличаться от него. Поэтому подробное описание ВАЗ—2121 может быть опубликовано, когда завод приступит к производству новой модели. У "Нивы" все четыре колеса ведущие. Шины со специальным рисунком, большой дорожный просвет, независимая подвеска передних колес обеспечивают автомобилю повышенную проходимость по грязи, снегу, песку. Под капотом у "Нивы" - 80-сильный двигатель, аккумулятор и запасное колесо. Закрытый трехведерный кузов делает ВАЗ-2121 универсальным по применению: допускает перевозку четырех человек или одного человека и 330 кг груза. По оборудованию салон новой модели мало отличается от привычного "жигулевского". в нем нет спартанской суровости, типичной для большинства джипов.
На сим всё, Ваш Ю.Е.