541-544 годы. Византийская империя и соседи
Осенью 541 года на жителей восточного Средиземноморья обрушилась смертельная болезнь. Одни исследователи считают, что это была бубонная чума, другие - называют болезнь брюшным тифом; современники же называли ее "моровой язвой".
Правда, современникам этого явления было все равно, как оно называлось. Перед ними стояла другая проблема: как не заразиться, а если уже заразился, то как вылечиться и выжить. Современники сохранили ряд красочных описаний этой болезни. Попытаемся вкратце изложить них.
Болезнь началась в городе-крепости Пелусий, он же торговые ворота в Египет. Вероятно ее принесли с каким-то караваном. Из Пелусия она начала распространяться в двух направлениях: в Египет и в Палестину. Оба региона в то время являлись владениями Византийской империи. Через Пелусий болезнь попала в густо населенную Александрию, а оттуда распространилась на весь Египет и Эфиопию.
В середине весны 542 года болезнь занесли в Константинополь - столицу империи.
Со слов очевидца болезнь протекала следующим образом. Сначала у человека появлялся небольшой жар. За тем, в течение дня - трех, появлялся бубон, чаще всего в паху, реже под мышками, иногда около уха. Те, кого поразил бубон, либо впадали в глубокую сонливость, либо несли какой-то бред, не понимая и сами, что они говорят. Те, у кого был бред, впадали в бессонницу или же им снились кошмары. Те же, кто впадал в сонливость, ели (если их было кому кормить) не просыпаясь.
Если больного было некому кормить, то он умирал от голода даже, если в его доме была еда. Многие больные впадали в умственное расстройство: одни из-за него пытались сбежать из дома, другие бросались в море и тонули, третьи кидались вниз со скал и крыш домов. И даже, если такой человек излечивался, то еще многие годы он мог разговаривать с трудом, а речь его была крайне неясна. Часто путались и мысли.
Те, кого не поражало безумие, мучились от сильной боли. Если у больного открывалось кровотечение, или же его тело покрывалось черными прыщами, то такие умирали в течение дня. Умирали также все те больные, кому врачи разрезали бубон, желая облегчить страдания больного. Поражало и то, что, если у кого-то бубон наполнялся гноем, то такой больной, как правило, выздоравливал.
Никто ничего не понимал.
Болезнь поражала одинаково всех, как тех, кто запирался дома и никуда не выходил, так и тех, кто бежал в храмы, в надежде, что там они, вознося молитвы, спасутся. Врачи часто ошибались. Было много случаев, когда выздоравливали те, кому они предрекали смерть, и, наоборот, умирали те, кому они гарантировали выздоровление.
Что особенно поражало современников, так это то, что люди, которые ухаживали за больными или хоронили их, как правило, не болели. А те, кто прятался от болезни и больных, поражались ею и многие из них умирали.
Четыре месяца (особенно в мае-августе) свирепствовала эта болезнь в Константинополе. Вначале умерших было немного. Затем цифра выросла до 5.000 человек умерших за день. В разгар болезни - умирало по 10.000 человек в день.
Власти ограничились тем, что император Юстиниан (1) выделил отряды солдат из дворцовой охраны во главе с референдарием (придворный, в чьи обязанности было принимать и докладывать жалобы, подаваемые на имя императора) Феодором и деньги, чтобы нанимать людей, готовых хоронить умерших.
В обязанности Феодора также входило отмечать дома, оставшиеся без жителей, и не допускать случаев мародерства.
В начале умерших хоронили на кладбищах и в гробницах. Однако, когда те были переполнены, началось такое...
Одни выносили своих покойников на берег моря, сваливали в барки или лодки, вывозили в море и топили; другие выносили за стены города и закапывали где попало. Феодор же додумался свозить покойников в Сики, городской квартал, в котором было много заброшенных башен. По его приказу крыши разбирались и трупы сбрасывали в башни. Когда башня наполнялась, ее накрывали крышей. В результате вскоре в Константинополе было не продохнуть от зловония, исходившего из башен, где разлагались тела умерших. А ветер из Сик разносил заразу по всему городу.
За короткое время город словно вымер. Прекратилась торговля. Ремесленники бросили свою работу. Улицы стояли пустынные. Начались проблемы с продовольствием. В столицу пришел голод.
Особенно это ярко проявилось в дни болезни императора Юстиниана, который также заболел. Но ему повезло. Он не умер, а выздоровел.
К августу мор начал стихать, а затем и совсем ушел. Зато он перекинулся на земли Персидской империи, Италии, Франкского королевства, где и буйствовал до 544 года.
В 544 год эпидемия прекратилась сама собой.
Как видим — распространению эпидемии способствовало отсутствие карантинных мер, бестолковость референдария Феодора и высокая концентрация городского населения при отсутствии либо слабости санитарно-гигиенических городских служб.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Источники: Прокопий Кесарийский
1. правил в 527-565 гг.
Смотри также: Одна из первых известных нам эпидемий
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен или следи за свежими обновлениями в Telegram.
Наш второй канал.
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua