Найти тему
intelligent blog

Петр Ильич и его июньская Баркарола

«Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок»

Фанни Дюрбах, из книги Модеста Чайковского «Жизнь Петра Ильича Чайковского»

Николай Кузнецов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Кузнецов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Баркарола – песня гондольеров, что плавно правят лодки по венецианским каналам, раскачиваясь на волнах. Скорее всего, Петр Ильич познакомился с этим народным венецианским искусством когда впервые посетил Италию в 1871 году. Во второе его путешествие за границу пригласил его ученик Владимир Шиловский. Тогда Чайковский уже окончил консерваторию и получил большую серебряную медаль и звание «Вольный Художник». Но признания еще не получил. Во время путешествия он зарабатывал написанием статей о музыкальных произведениях для газет «Русские Ведомости» и «Современная летопись».

Даниил Чашечкин. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 2015. Частное собрание
Даниил Чашечкин. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 2015. Частное собрание

Таким образом, баркарола Чайковского, включенная в цикл «Времена Года» и названная «Июнь» навеяна образом водной стихии. Спокойным течением каналов и мерным мечтательным покачиванием. Мягкая и умиротворенная баркарола Чайковского очень схожа с серенадой. Типичные черты баркаролы: минорный лад трехдольный размер (6/8), колеблющийся характер мелодии

Если прислушаться к звучанию июньской пьесы Петра Ильича, то можно заметить, что она не вписывается в ряд традиционных баркарол:

1) она не трехдольная, а четырехдольная, то есть на 4/4 по своей нотной записи; на слух же она скорее двухдольная — по две половины в каждом такте;

2) с большой натяжкой здесь можно говорить об образе какой бы то ни было водной стихии, которая обычно в пьесах такого рода передается прежде всего своеобразным — именно «баркарольным» — аккомпанементом; в аккомпанементе, милом и приятном самом по себе, мало чувствуется «водная зыбь» или «легкое волнение», это типичный аккомпанемент городского романса. Характер мелодии тоже вполне романсовый, хотя с этим и можно смириться, поскольку баркарола не противоречит песне, но тоже все-таки в трехдольном, а не четном метре.

Но это не делает ее менее привлекательной.