Мы долгие годы использовали для защиты лодочных моторов и прочих металлических деталей аноды из цинка. Но доказательств долгосрочной токсичности этого металла всё больше. Альтернативные материалы для изготовления анодов дешевле, эффективнее и безопаснее. Но почему мы продолжаем его покупать?
…Многие не задумываются о жертвенных анодах — этих любопытных «нашлёпках» из металла, которые можно увидеть на валах, рулях, корпусе и прочих скрытых под водой элементах судна.
Нам известно: аноды как-то по-особенному реагируют на воду и защищают важные детали от коррозии. Мы знаем также, что со временем они разрушаются и нуждаются в замене. Всё. Казалось бы, о чём здесь еще размышлять?
Может быть, всё же подумать..?
На самом деле аноды — крутые штуки. В результате естественных электрохимических реакций металлы корродируют в воде. Аноды изготовлены из сплавов с особенно привлекательным диапазоном электрохимического напряжения. Поэтому коррозионные реакции сосредотачиваются именно на элементах протекторной защиты, благополучно оставляя в покое соседние детали из металла.
Это немного напоминает детский праздник, когда на стол одновременно подают торт и отварную брокколи. Сладкий десерт юные гости сразу уничтожают с аппетитом, а вот капуста остаётся нетронутой.
Традиционно аноды изготавливались из цинка. Настолько традиционно, что в англоязычных странах их и называют «цинки». Хотя это на самом деле эффективный материал, а для функционирования человеческого организма нужно немного соединений цинка, — в более высоких концентрациях он способен вызывать реальные проблемы.
Длительное интенсивное влияние его соединений на растения, беспозвоночных, рыб воздействует как токсин. Ещё один недостаток цинковых анодов — то, что в их составе есть небольшое количество кадмия, который также может вызывать проблемы со здоровьем.
Эти данные вызывают неизбежную обеспокоенность. К примеру, южнее канадской границы, в американских штатах Калифорния и Мэрилэнд было предложено запретить использование традиционных анодов после того, как исследования выявили значительное повышение уровня содержания цинка в акваториях вблизи крупных пристаней.
Так как в северной Канаде навигационный сезон короче, подобных призывов отказаться от цинка здесь не было. Однако многие считают это лишь вопросом времени: доказательств его опасности всё больше.
(Продолжение следует)
А пока вы можете почитать об улыбающихся анодах и посмотреть видео о неприятнейшей встрече лодочного мотора с пакетом.
(текст в блоге интернет-магазина "Водник")
✔️ А вы следите за состоянием защитных анодов? Как часто осматриваете их, с какой периодичностью приходится заменять? Поделитесь в комментариях.
Подписка на наш канал даст вам возможность не упустить полезную, качественную и важную информацию. 🆗 А лайк — сигнал для нас, что мы хорошо делаем свою работу, и вам интересно читать.