Долгое время для получения зелёных оттенков в живописи использовали пигменты, полученные из перетёртого минерального сырья соответствующего оттенка. Широко применялись тускловатые зелёные "земли" — осадочные породы, окрашенные окислами различных металлов. На краску перетирали цветные минералы (малахит, глауконит, волконскоит, жадеит и пр), например фирма Daniel Smith (DS) продолжает эту традицию в наше время. Также широко применялись краски на основе солей меди, многие соединения обладали высокой токсичностью и постепенно покидали палитры художников, "жаждущих жизни". Ко второй половине XIX века химики смогли предложить живописцам широчайший диапазон насыщенных красок, в XX веке появилось множество органических пигментов.
В настоящий момент практически каждый, уважающий себя производитель акварельных красок, предлагает 10-12 цветов зелёного диапазона с заманчивыми названиями (DS около 30 ).
Для полноценной работы с цветом уже достаточно, чтобы на палитре имелось по два насыщенных оттенка каждого цвета (теплее/холоднее). При использовании прозрачности и кроющих качеств красок их количество можно удвоить.
Тем не менее, в моём арсенале зелёные накопились в избытке:
https://yadi.sk/i/d3JBOjvz93Ra_g
От светлых жёлто-зелёных до плотных сине-зелёных, и кроющие и прозрачные. Однако, всеми этими красками единовременно оперировать не удаётся — палитра получится переполненная и неудобная, поэтому для пленэра выбор ограничивается разумным количеством:
В домашних условиях можно придумывать цветовые схемы для работ, опираясь на многообразие выбора, но обычно в каждой работе редко используется больше 6-8 выбранных цветов в качестве основных, остальные краски добавляются лишь для нюансировки оттенков.
Часто говорится о том, что практически все зелёные можно намешать самостоятельно из синих и жёлтых. В триадном упражнении я ранее показывал, что довольно богатую палитру можно составить даже из трёх красок. https://youtu.be/_6Cck4N9xbY
Смешивая Голубую ФЦ, Ультрамарин и синий кобальт с жёлтыми, удаётся получить богатое разнообразие зелёных оттенков. Учитывая укрывистость жёлтых кадмиев и прозрачность органических жёлтых возможно создавать фактурные и насыщенные смеси, не говоря уже об их тусклых вариациях.
https://yadi.sk/i/zdGpEPnjhlVqSw
Но для получения плотных насыщенный сине-зелёных всё же может потребоваться Зелёная ФЦ, также полезны светлые однопигментные бирюзовые кобальты.
Если проанализировать пигментный состав зелёных красок, предлагаемых различными брендами, то окажется, что преобладающее их большинство в своей основе имеют смешанные с разнообразными жёлтыми фталоцианиновые зелёные пигменты:
- PG7; (холодный)
- PG36. (тёплый)
Реже используется оксид хрома:
- PG17;
- PG18. (гидратированный(холодный))
В профессиональных сериях используется титанат кобальта:
- PG50. (бирюзовый вариант)
Зелёные "земли": - PG23;
- PBr7.
Совсем редко шпинель оксидов хрома и кобальта: - PG26
Большинство производителей отказались от нестойкого: - PG8.
_____________________________________________________________
Тусклые земляные оттенки легко намешать из "фузы", остающейся на палитре и следовательно в качестве базовых можно оставить на палитре три однопигментные:
PG7;
PG36.
PG50.
Оксиды хрома — по желанию для эстетов.
Краски на этих пигментах в чистом виде предлагают многие производители.
Видео в вертикальном формате для неленивых и любознательных. В нём я несколько раз оговариваюсь, называя кадмии кобальтами, титанат кобальта именую титанатом никеля, а также забываю пигмент PBr25, который люблю и уважаю.