Сейчас без ИТ-поддержки нет предпринимательской деятельности. Начиная с программ, например, для обработки бухгалтерской деятельности компании, ставших уже традиционными. Но все возрастает количество иных ИТ-программ, а, значит, возможностей для ускорения и совершенствования ведения бизнеса. Это плюсы. А какие минусы «видит» нормативное регулирование?
Существенные условия договора
Для того, чтобы заключаемый договор (а именно договором оформляется сделка) устроил всех участников, в нем прописываются права и обязанности сторон, четко должны быть оговорены существенные условия, предмет договора. Согласно ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Например, согласно ст. 525 ГК «Определение предмета в договоре продажи недвижимости», в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным, а соответствующий договор не считается заключенным.
Информация – категория неопределенная
Или предусмотрено в ст. 679 ГК «Обязанность подрядчика передать информацию заказчику», что подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором или характер информации таков, что без нее невозможно использование результатов работы для целей, указанных в договоре.
Но какую именно информацию, в какой форме и как передавать? Решают и договариваются стороны договора.
«Старые» и «новые» договора
Нормы законодательства появляются не случайно, право – регулятор складывающихся между людьми на практике правоотношений. Простой пример – брачно-семейные нормы. Если в стране принята моногамия, то есть один муж - одна жена, то такое отражение брачно-семейные отношения получат и в праве, включая нормы наследования, родительские отношения и пр.
Те правоотношения, которые складывались годами, давно, в законодательство по ним вносились изменения, можно условно назвать «старыми». В них легче разобраться всем участникам, суду, если конфликт возник серьезный.
Но появляются и новые правоотношения, пример – информационные технологии. Принимаются нормативные документы, например, Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики». Поскольку сфера регулирования неизведанная, не описанная в законодательстве, все начинается с терминов. Действительно, говорим - токен, криптовалюта, майнинг, значит надо понимать, прежде всего, что пытаемся регулировать.
Точно такая же ситуация на уровне договоров организаций, заключаемых в ИТ сфере – сначала определимся в терминах. Пусть даже устно, для себя. Затем уже описываются в договоре параметры сделки.
Сделка – получение прибыли и потенциальный конфликт?
Понятно, что когда речь идет об «осязаемых» предметах – объектах недвижимости или результатах исполнения договора строительного подряда – стороны хотя бы представляют из опыта, практики, о чем идет речь в договоре. В сфере ИТ-технологий все не так, условия о предмете договора формулируют узкие специалисты, часто - одного уровня компетентности с каждой из сторон. Им при заключении договора все понятно, руководители им доверяют, подсчитывают выгоду от сделки.
Однако понятия «разработать программное обеспечение», «определить порядок и условия его приема», «тестирование», чем и как подтверждать его недостатки – все это должны одинаково оценивать и понимать заказчик и исполнитель.
Бывает так - договор начинают исполнять, возникает конфликт, он переносится в суд. Здесь и выясняется, что «понятно, что ничего не понятно», так сказать. Стороны совершенно каждая по-своему определяют даже термины. Как быть?
Этапы разрешения конфликта
Первое правило – спор может возникнуть между сторонами договора по любому его пункту. Согласно ст. 19 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК), лица, участвующие в деле, обязаны обосновать свои требования и возражения. Значит, если спор переходит в суд, независимо от того, подал ли субъект хозяйствования в
суд или, например, иск в суд подали на него – все «за» и «против» должны быть аргументированы.
Поэтому второе правило – руководитель должен понимать документ, который подписывает. Казалось бы, это очевидно, но в практической деятельности иногда бывает не так. Особенно это создает напряжение, когда в документе речь идет о чем-то принципиально новом. Нужно время, чтобы понять, подумать над текстом, разобраться. Этим не надо пренебрегать, поскольку даже вопрос можно четко сформулировать только при полном (или близком к нему) понимании предмета спора.
Третье правило – всегда хороша консультация специалиста, независимо от того, на каком уровне рассматривается конфликт, особенно если речь идет о «новых» договорах.
Уровни рассмотрения конфликта
Во-первых, уже на стадии обсуждения договора снимается часть вопросов. Поэтому чем больше спорных моментов будет обсуждено на этой стадии, тем понятнее будет, о чем договорились.
Во-вторых, снять возникающие при исполнении договора конфликты можно и на переговорах по этому вопросу, не обязательно доводить до суда. Но мнение специалиста важно на этом этапе. Переговоры ценны и тем, что позволяют сэкономить ресурсы.
В-третьих, спор могут рассматривать и медиаторы. Согласно Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации», медиация - переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения. Это не судебное рассмотрение, но для достижения соглашения здесь необходимо, безусловно, четкое, верное понимание того, в чем спор, как его разрешить. К слову, ст. 2 Закона «О медиации» определяет, что действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с оказанием судьей содействия примирению сторон в ходе судебного разбирательства.
В-четвертых, спор рассматриваться может судом, причем как в первой инстанции только, так и по жалобе участников в апелляции, кассации, надзоре. Соответственно, все материалы должны быть убедительны, аргументированы, а, значит, составу суда понятны. И поэтому как пояснения специалистов сторон, так и, возможно, экспертные мнения, всегда востребованы.
Следует, повторимся, позаботится сразу о получении хотя бы устного мнения, а документально закрепленного – еще лучше.
Готовь сани летом…
Предварительная подготовка к рассмотрению спорной ситуации нам всем необходима, в такой новой сфере как ИТ-технологии – тем более.
Перед переговорами, любым рассмотрением конфликта с участием привлеченных лиц (медиаторов, судей) участник процесса должен быть подготовлен.
Сейчас уже говорят о проведении тренингов в организациях и по вопросам поставок всех видов (оказании услуг, выполнении работ). Тренинги могут проводиться приглашенными специалистами, или своими же сотрудниками. Главное – показать действующие алгоритмы (порядок действий) по исполнению организацией своих договорных обязательств и роли каждого задействованного сотрудника.
Пробелов быть не должно. То, что вправе и обязан делать работник, прописывается в его трудовом договоре, контракте, должностной инструкции, локальных нормативных актах и пр.
Это касается всех видов договорной деятельности, в том числе и новых сфер. Например, сейчас распространена торговля через Интернет. Например, приобретается такой технически сложный и ИТ сопровождаемый товар как смартфон. Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы). Потребитель имеет право на количество или комплектность товара (результата работы).
Как может убедиться потребитель в том, что прописанные в законе его права соблюдаются? Только проверив работоспособность гаджета. Но на практике случается так, что высокотехнологичный товар доставляет курьер, который утверждает, что в его обязанности входит только доставка. А как быть с правами потребителя? Например, приобретаемый дорогой смартфон снабжен стилусом. Это устройство, позволяющее писать на экране. Если он не работает (или плохо служит), это нарушает права потребителя. Соответственно, торгующая смартфонами организация обязана предложить потребителю не только надлежащую доставку, но и механизм соблюдения его прав.
Елена Корнушенко,
адвокат адвокатского бюро
«Сысуев, Бондарь и партнёры ЭсБиЭйч