Думаю, что в жизни каждого мужчины происходил воспитательный момент, когда говорили “будь сильным”. Как правило, не объясняя, что это значит. Каким способом?
Ясно, что речь не только о физической силе, зачастую и совсем не о ней.
Мои детство и юность прошли в Советском Союзе, где воспитание проводилось "через пример".
Что это значит?
- Определялся свод правил, именуемый “моралью”, которого должен придерживаться человек. Находились примеры должного поведения, который пропагандировался системой образования и другими средствами информации.
- Формировался пантеон героев, служивший примером. Если у человека возникал вопрос “как поступать”, находился герой, поведение которого рекомендовалось копировать.
Какие примеры сильных людей транслировались?
Космодемьянская, Маресьев, Корчагин... Много в пантеоне существовало героев, устанешь перечислять. В сложных ситуациях они проявили определённые черты характера, на уроках литературы учителя разбирали поведение, где заранее были определены “правильные” (за не правильные ответы ставили “двойки”).
Копируйте - будет одобрение. Поступите противным способом - порицание.
Героям противостояли антигерои. Мальчиш-Кибальчиш и Плохиш, яркие представители советской воспитательной системы.
Вопрос “может ли Плохиш быть сильным человеком?” не задавался. Хотя - почему нет? Предать в одиночку сплочённый коллектив, нужно обладать какой-то силой. Но мораль определила такое поведение, как “малодушие”.
Точка, не спорьте.
Через пример воспитываются дети. Есть определённый отрезок развития, когда дети копируют модель поведения взрослых, в основном родителей, или образ героя. Не особо задумываясь над вопросом “почему так”. У детей нет развитого аппарата осмысления поведенческих механизмов, их причин и последствий. Поэтому, для приобретения успешных навыков выживания, осуществляется повторение примера.
Система воспитания “через пример” взрослых осуществлялась задолго до советской системы образования в религиях. Такая же схема, состоящая из построения морали, учения, заповедей, героев-святых и антигероев, внедрении через уста священников.
Не задумывайтесь “как”, повторяйте пример.
Проблема “воспитания через пример” состоит в слабом осмыслении процессов действия. У развитого мозга взрослого человека присутствует критическое мышление, которое начинает задавать вопросы “как, зачем, почему”. То есть, в образованном обществе пример героя перестаёт срабатывать, размывается мораль и нужные модели поведения не срабатывают.
В нашем случае - становится меньше “сильных людей”. Людей вообще, не только мужчин. Никто не объясняет, как быть сильным, приходиться искать ответ экспериментальным путём.
И не все путь проходят.
Так что же означает быть сильным?
Сильный человек тот, кто устанавливает себе внутренние правила и следует им невзирая на внешние противодействия. Преодоление внешнего противодействия создаёт ощущение у окружающих, что сильный человек устанавливает и внешние правила.
“Не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас”
Но, секрет “прогибания мира” не в навязывании своей воли, а в установке для себя успешного поведенческого кодекса и следование его правилам. Правила не жёсткие, изменяемые по мере необходимости, а вот следование правилам - неукоснительное.
- Одиночки не меняют мир, стоит запомнить.
Сильные становятся лидерами - да. Если поведенческая модель успешна, её хочется копировать. Слаженный коллектив уже может совместно что-то “нагнуть”.
Сильный человек признаёт свои ошибки и через это достигает успеха, перерабатывая внутренние правила. Установил правила, неукоснительно им следует, смотрит на эффективность, совершенствует правила - такова схема работы “силы”.
Вот и ответ на вопрос, что значит “сильный человек”.
Я не говорю “сильный мужчина”, поскольку, по моим наблюдениям, “сильных женщин” стало даже больше, чем мужчин.
Но об этом в других публикациях.