Найти тему
Анамнез

Что значит "быть сильным человеком"

Оглавление

Думаю, что в жизни каждого мужчины происходил воспитательный момент, когда говорили “будь сильным”. Как правило, не объясняя, что это значит. Каким способом?

Ясно, что речь не только о физической силе, зачастую и совсем не о ней.

Мои детство и юность прошли в Советском Союзе, где воспитание проводилось "через пример". 

Что это значит?

  • Определялся свод правил, именуемый “моралью”, которого должен придерживаться человек. Находились примеры должного поведения, который пропагандировался системой образования и другими средствами информации. 
  • Формировался пантеон героев, служивший примером. Если у человека возникал вопрос “как поступать”, находился герой, поведение которого рекомендовалось копировать.

Какие примеры сильных людей транслировались? 

Космодемьянская, Маресьев, Корчагин... Много в пантеоне существовало героев, устанешь перечислять. В сложных ситуациях они проявили определённые черты характера, на уроках литературы учителя разбирали поведение, где заранее были определены “правильные” (за не правильные ответы ставили “двойки”). 

Копируйте - будет одобрение. Поступите противным способом - порицание.

Героям противостояли антигерои. Мальчиш-Кибальчиш и Плохиш, яркие представители советской воспитательной системы.

Вопрос “может ли Плохиш быть сильным человеком?” не задавался. Хотя - почему нет? Предать в одиночку сплочённый коллектив, нужно обладать какой-то силой. Но мораль определила такое поведение, как “малодушие”.

Точка, не спорьте.

Через пример воспитываются дети. Есть определённый отрезок развития, когда дети копируют модель поведения взрослых, в основном родителей, или образ героя. Не особо задумываясь над вопросом “почему так”. У детей нет развитого аппарата осмысления поведенческих механизмов, их причин и последствий. Поэтому, для приобретения успешных навыков выживания, осуществляется повторение примера.

Система воспитания “через пример” взрослых осуществлялась задолго до советской системы образования в религиях. Такая же схема, состоящая из построения морали, учения, заповедей, героев-святых и антигероев, внедрении через уста священников. 

Не задумывайтесь “как”, повторяйте пример.

Проблема “воспитания через пример” состоит в слабом осмыслении процессов действия. У развитого мозга взрослого человека присутствует критическое мышление, которое начинает задавать вопросы “как, зачем, почему”. То есть, в образованном обществе пример героя перестаёт срабатывать, размывается мораль и нужные модели поведения не срабатывают.

В нашем случае - становится меньше “сильных людей”. Людей вообще, не только мужчин. Никто не объясняет, как быть сильным, приходиться искать ответ экспериментальным путём.

И не все путь проходят.

Так что же означает быть сильным?

Сильный человек тот, кто устанавливает себе внутренние правила и следует им невзирая на внешние противодействия. Преодоление внешнего противодействия создаёт ощущение у окружающих, что сильный человек устанавливает и внешние правила.

Сам себе супергерой
Сам себе супергерой

“Не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас”

Но, секрет “прогибания мира” не в навязывании своей воли, а в установке для себя успешного поведенческого кодекса и следование его правилам. Правила не жёсткие, изменяемые по мере необходимости, а вот следование правилам - неукоснительное. 

  • Одиночки не меняют мир, стоит запомнить.

Сильные становятся лидерами - да. Если поведенческая модель успешна, её хочется копировать. Слаженный коллектив уже может совместно что-то “нагнуть”.

Сильный человек признаёт свои ошибки и через это достигает успеха, перерабатывая внутренние правила. Установил правила, неукоснительно им следует, смотрит на эффективность, совершенствует правила - такова схема работы “силы”.

Вот и ответ на вопрос, что значит “сильный человек”.

Я не говорю “сильный мужчина”, поскольку, по моим наблюдениям, “сильных женщин” стало даже больше, чем мужчин.

Но об этом в других публикациях.