Найти в Дзене
Русская Стратегия

ЕЩЁ РАЗ О ВЫБОРЕ УКРАИНЫ

В начале 2019 г. в иллюстрированном приложении к журналу «Русское слово» - «Слово молодым», издающемуся общественной организацией «Русская традиция» в Праге появилась статья Георгия Гнедича «Новость № 1. Пять лет войны и мира. Украина выбирает….»

Для начала краткая справка из «всезнающего» Интернета. Журнал «Русское слово» издаётся общественной организацией «Русская традиция», основанной в 2001 г. Её предыстория уходит в прошлое на 25 - 30 лет, т.е. очевидно в 1970-е гг. Тогда, у представителей старой, условно говоря, белогвардейской эмиграции, точнее, её потомков и представителей новой - опять же, условно говоря, советской эмиграции в результате неформальных встреч появились замыслы новых проектов, которые они стали реализовывать совместно. У истоков «Русской традиции» стояли такие русские пражане, как О.Г. Кельчевская, Г.И. Цапова, К.С. Кожевников, Н. Мусатова, В.А. Гавринёв, А.В. Копшивова, А.Н. Келин и другие. С перечисленными выше пражанами, почти со всеми я познакомился, бывая в Праге в 1996, 1997, 2004 гг.

 Для меня Прага до сих пор ассоциируется с одним из центров русской белогвардейской, в первую очередь военной эмиграции 1920 - 30-х гг., каковой она и была до начала второй мировой войны. В Праге в начале 1920-х гг. обосновались мои родственники, вынужденные бежать из России в годы Гражданской войны. О.А. Мейнгард заведовала всеми русскими детскими садами и яслями в Праге и её окрестностях. Её племянница Е.Е. фон Колен изучала историю византийского православного искусства у профессора Н.П. Кондакова (1844 - 1925), выдающегося специалиста в этой области. В Праге Е.Е. фон Колен обвенчалась с П.Ф. Миловидовым, уроженцем Киева, бывшим офицером врангелевской Русской армии. В Чехословакии к нему пришла известность как к ученому - биологу. Поэтому мне было очень интересно узнать мнение потомков белых воинов, проживающих в Праге.

 Статью Георгия Гнедича я перечитывал не один раз. Позиция автора мне ясна. Вот только аргументы, приводимые им в статье, мне представляются довольно спорными. В конце 2019 г. я написал ответ и отослал её в редакцию «Русского слова». К сожалению, редакция не смогла опубликовать мой ответ, ссылаясь на технические сложности. Но, пообещала господина Гнедича с ним ознакомить. Итак,

 УКРАИНА ВЫБИРАЕТ.

 Украина выбирает? Или Украина отрекается? От чего? Отказ от советского прошлого, можно только приветствовать. Отказ от завравшейся и заворовавшейся власти, которая установилась после распада СССР на Украине, как и в России, можно было бы только приветствовать. Но, увы, с самого начала обретения Малой Русью независимости от Великой Руси, частью которой она является, эти процессы, пошли, образно говоря, рука об руку с отказом, а вернее сказать, отречением от общероссийского и общерусского прошлого. Но все ли жители Украины желают тотального разрыва с нашим общим, подчеркиваю, не советским, а российским и русским прошлым? Не думаю. Сторонники такого разрыва, живут на Украине. Но живут они по большей части, на землях бывшей Австрийской империи, которые до разделов Речи Посполитой, были в её составе, а ещё раньше, в составе Великого княжества Литовского.

 Это, обстоятельство, безусловно, наложило отпечаток на их менталитет. Вплоть до того, что в их представлении во время Первой Великой европейской войны 1914 - 1918 гг. добрая бабушка Австро - Венгрия пыталась вырвать из лап злой и хищной России несчастную Украину. И Отечественная война 1812 года для потомков австрийских подданных, вовсе не Отечественная война, а российско - французская. Потому что тогда Украинского государства не существовало. С их точки зрения, император французов Наполеон Бонапарт - украинофоб. Ведь это ему приписывают фразу: «Если я захвачу Киев, то я схвачу Русь за ноги. Если я захвачу Петербург, я поражу Русь в голову. Если я захвачу Москву, то я поражу Русь в самое сердце!»

 Говоря о выборе постсоветской Украины, полезно бы вспомнить, как это происходило. Я хорошо помню, что в начале 1990-х гг., да и в последующие годы, буквально крупицы информации о том, что происходит на Украине попадали на страницы печатных СМИ РФ. Найти эти крупицы можно было только в тех газетах, которые были оппозиционно настроены к режиму первого президента РФ Ельцина Б.Н. Они с тревогой писали о том, что происходит на Украине. А именно. Власти Украины не желают придавать статус второго государственного языка русскому языку. Навязывают украинский. Даже, в восточных регионах. Не желают предоставить автономный статус Крыму. Президенты Украины Л.М. Кравчук и Л.Д. Кучма проводят в отношении России двуличную политику. Когда им нужен русский газ подешевле, они прибегают к пророссийской риторике и охотно говорят об общих исторических, религиозных и культурных корнях: мол, мы все три восточнославянских народа - русские (великороссы) украинцы (малороссы) белорусы, мы - братья, мы все потомки и наследники Киевской Руси. Мы рассмотрим возможность дать статус второго государственного языка русскому языку в восточных регионах Украины. Мы подумаем о том, чтобы предоставить Крыму особый статус в составе Украины.

 Когда им удавалось на очередных переговорах о ценах на газ добиться своего, они быстренько забывали о своих пророссийских баснях. И переходили опять на антироссийскую и антирусскую риторику. Тем самым поощряя антироссийские и антирусские настроения в первую очередь у галичан и частично волынян, чьи предки до 1918 г. были австрийскими подданными, а потом до 1939 г., были польскими гражданами.

 Об украинских учебниках и научно - популярных изданиях адресованных массовому читателю, рассказывали чудеса. Вот лишь несколько примеров. Название Палестина на Ближнем Востоке созвучно словосочетанию Полевой Стан. И это не случайное созвучие! Там был в глубокую древность Полевой Стан дальних предков запорожских казаков. Далее. Украинцы происходят от древних этрусков, а может от ещё более древних и более легендарных атлантов. Все изобретения рода человеческого принадлежат украинцам, даже если сами изобретатели об этом не догадывались.

 В первой половине 1990-х гг. на Украине как-то очень скоро позабыли о том, что Договор об образовании Союза независимых государств - СНГ предусматривал тесную интеграцию в экономической, да и не только в экономической сфере. Вплоть до того, что у стран - участниц СНГ будет общая денежная единица и общие вооруженные силы.

 Тот же Кравчук, спустя много лет вспоминал о том, как в 1992 г. он вёл переговоры с президентом РФ Ельциным. По собственным словам первого украинского президента, он ждал, и, был в известной степени, готов к тому, что Ельцин скажет ему: «Лёня! Вот наши границы. Между бывшими УССР и РСФСР. Крым будет мой». По другой версии, Кравчук ждал, что Ельцин положит на карту линейку, проведёт карандашом прямую линию от Харькова до Одессы и скажет: «Вот, Лёня, что на восток, это моё. Всё остальное - твоё!». Но, неоднозначный президент Ельцин был ослеплен сознанием того, что он теперь хозяин России, и, такая мелочь, как Крымский полуостров, для него была всего лишь мелочью! Ему нравилось, когда его величали в шутку царём Борисом. Воистину сказано - царь Борис, без царя в голове.

 Теперь немного личных впечатлений. В силу семейных обстоятельств, мой школьный друг, врач по профессии переехал летом 1993 г. из Москвы в Симферополь. Профессия врача, одна из самых аполитичных. Тем не менее, мой друг принимал участие в пророссийских митингах в Симферополе, участники которых требовали от киевских властей придать статус второго государственного языка русскому языку и предоставить автономию Крымской республике. По долгу службы ему в ту пору приходилось бывать в Днепропетровске и в Запорожье (?). В письмах и при встрече в Москве, куда он пару раз приезжал в 1993 - 1995 гг., рассказывал буквально следующее: «Всё зло на Украине идёт от уроженцев западных областей Украины. Эти западенцы приезжают к нам в Крым, или в тот же Днепропетровск, или, в Харьков и начинают нас учить: «Вы не смейте говорить на русском языке! Говорите на украинском. Для Украины и её народа Россия и живущие в ней москали, это самые главные враги!» И от себя мой друг добавлял: «Мы у себя в Крыму не хотим видеть этих гастролеров».

 Такие настроения власти Украины упрямо игнорировали.

 В 1995 г. мой друг уехал из Крыма с женой на ПМЖ в Израиль, но настроения крымчан остались прежними. Может из РФ ещё тогда, в первой половине 1990-х в Крым завезли хулиганов, диверсантов, «зеленых человечков» и прочих нехороших людей, которые жителям Крыма промывали мозги?

 В 1980-х я четыре раза ездил в гости к дальним родственникам в Ужгород. Один раз гостил у знакомых в Виннице. Один раз ездил по туристической путевке по маршруту «От Подолии к Черному морю». Последний раз, накануне распада СССР, я побывал на Украине, в Киеве в ноябре 1989 г. У меня остались самые теплые воспоминания об этих поездках. Мне очень хотелось бы побывать на исторической родине моих далёких предков - малороссийских казаков - на Екатеринославщине и на Полтавщине. Но, увы. В обозримом будущем это не реально.

 После распада СССР, я единственный раз ездил на Украину. В Крым. В Севастополь. Было это в августе 2012 г.

 В городе я почти не слышал украинскую речь. На фасадах жилых домов, по большей части брежневских девятиэтажек, видел надписи «Бандера - это фашизм! Фашизм не пройдёт!», «Севастополь - город русской славы», «Крым - это Россия».

 На Графской пристани сфотографировал мемориальную доску с лукавой надписью: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 года». У непосвященного человека, сразу возникнут вопросы: какая Родина? как она называлась? кто были эти соотечественники? Русские? Остготы? Киммерийцы?

-2

 Да нет же! Мемориальная доска напоминает об общеизвестном историческом эпизоде русской Гражданской войны. Крым, последний клочок свободной Русской Земли, был оставлен Русской армией генерала Врангеля и русскими беженцами осенью 1920 г. И, естественно на мемориальной доске первоначально хотели начертать: «В память о Русской армии и русских беженцах, вынужденных покинуть свою родину - Россию в ноябре 1920 года». Но такая надпись колола бы глаза гастролерам из западных областей Украины и тем паче чиновникам в Киеве, на поводу у которых пошли многие жители Украины. Ведь тогда возникает вопрос, если Крым в 1920 г. покинули Русская армия и русские беженцы, то при чем здесь Украина? Вот поэтому участники конференции, которую организовал в 2002 г. в Севастополе журнал «Посев», были вынуждены пойти на компромисс.

 Тогда же, в августе 2012 г. сотрудница Музея панорамы «Севастопольской обороны» поведала мне о том, как кураторы из Киева пытались им, .т.е. сотрудникам музея несколько лет тому назад доказать, что в обороне Севастополя в 1854 - 1855 гг. украинцы участия не принимали.

 Зато, как следует из надписи на мемориальной доске, установленной внутри символической часовни на набережной в болгарской Варне украинские солдаты и офицеры сражались за освобождение братского болгарского народа в войну 1877 - 1878 гг. Болгары называют её Освободительной войной, мы - русские, соответственно Русско - турецкой. Инициаторам установки сего памятника должно быть известно, что в 1877 - 1878 гг. никакой Украины и в помине не существовало, а были малороссийские и новороссийские губернии в составе России. Их уроженцы служили в Российской императорской армии. Так на кого рассчитана надпись про украинских солдат и офицеров?!

-3

 Георгий Гнедич пишет о том, что глубокие различия в менталитете, или, по-русски говоря, мироощущении и мировосприятии сыграл исторический фактор. А именно. Цитата.

 «Украинская нация и её культура формировались в те времена, когда её земли входили в состав Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой - могущественных государств в XIV - XVII веках определявших судьбы всей Европы. Российская же государственность и политическая культура - продукт длительного пребывания Великого княжества Московского и северо - восточной Руси в составе Золотой орды. История предопределила глубокие различия в менталитете двух народов». Конец цитаты. Начнём с того, что русские княжества не были в составе Золотой Орды. Довольно скоро монголы убрали свою, условно говоря, оккупационную администрация с русских земель. Используя современную терминологию, правильнее было бы сказать о том, что русские княжества были под протекторатом Золотой орды. Причём, будущая Московская Русь не смирилась с этим игом и в результате длительной борьбы нашла в себе силы его сбросить. Иго длилось менее двух с половиной веков. Т.е. это гораздо меньший временной отрезок, нежели пребывание западных и юго-западных земель бывшей Киевской Руси в составе Речи Посполитой. За это время поляки и литовцы приложили немало усилий для того, что бы окатоличить и ополячить потомков киевских русичей.

 Лишь в конце XVIII в. земли, населенные малороссами и белорусами снова вошли в состав исторической России, которая позиционировала себя как наследница Киевской Руси. Тем паче, что русские цари позиционировали себя наследниками князей Киевских из династии Рюриковичей.

 Как писал один современный церковный публицист -

 «Потребовалось полтора столетия жизни Малороссии в составе государства Российского, чтобы потомки казацкой старшины превратились в русских генералов Паскевича, Котляревского, Гудовича и др., потомки реестровых казаков в знаменитых гусаров ахтырцев и изюмцев, а потомки буйных запорожцев - в не менее славных кубанцев. К середине XIX в. Малороссия, казалось, прочно приросла к телу империи и от сепаратизма остались одни исторические воспоминания».

 Т.о. к началу ХХ в. «глубокие различия в менталитете» двух ветвей одного народа, в значительной степени стёрлись. И к этому сюжету мы вернёмся чуть позже.

 А теперь остановимся на такой сложной и противоречивой фигуре, как Феофан Прокопович (1681 - 1736), упомянутой в статье «Украина выбирает». Ярлык «идеолог русского империализма» применительно к этому историческому деятелю, мягко говоря, здесь неуместен. Работа «Империализм, как высшая стадия капитализма. Популярный очерк», была написана В.И. Ульяновым (Лениным) в Цюрихе в 1916 г. Ещё раз, взгляните на годы жизни Феофана Прокоповича. Правильнее было назвать Феофана Прокоповича идеологом русской державности и триединства русского народа. В ту пору, когда он жил и создавал свои труды, говорить о триединстве наших народов, пожалуй, было рано. Как уже говорилось выше, лишь в конце XVIII в. земли, населенные малороссами и белорусами снова вошли в состав исторической России

 О том, что глубокие различия в менталитете двух ветвей одного народа стёрлись, наглядно свидетельствует история Гражданской войны. Большинство жителей малороссийских губерний, способных носить оружие, воевали либо за красных, либо за белых. Да. В какой-то момент личный состав армии Украинской народной республики - УНР, в конце 1918 г. достиг 100000 человек. Однако, здесь возникает вопрос, каково было соотношение между бывшими российскими и бывшими австрийскими подданными в армии УНР? Да и сама она, достигнув пика своей численности, довольно скоро «сдулась». Кто дезертировал. Кто подался к красным. Кто к «зеленым». Кто к белым. Яркий пример тому, бывший офицер Русской армии Н.Е. Какурин (1883 - 1936), поступивший на службу в армию Украинской народной республики. Прослужив в ней около полутора лет, перешёл на службу в Красную армию. В дальнейшем сделал хорошую карьеру на советской военной службе, пока не был репрессирован НКВД.

 И здесь вспоминается плеяда имён героев Белой борьбы, сражавшихся, на Юге России за великую, единую и неделимую Россию. И в первую очередь имя, полковника М.Г. Дроздовского (1881 - 1919). Но, для нынешних киевских властей белые воины, это всё те же москали. А такие как М.Г. Дроздовский, И.М. Васильченко (1872 - 1920), Д.П. Драценко (1876 - 1945), П.Я. Сагайдачный (1889 - 1964), Д.А. Слоновский (1890 - 1957), Д.А. Марченко (1890 - 1968), А.С. Макаренко (1895 - 1983), это, наверное, хуже москалей. Они - национал - предатели. Будучи украинцами, как по фамилиям, так и по месту рождения, они сделали неправильный выбор!

 Ещё один тезис. Г. Гнедич, ссылается на безымянных политологов и социологов которые «считают, что агрессия подтолкнула процесс формирования украинской политической нации, состоящих из этнических украинцев, русских и многих других народов, населяющих её территорию. Необходимость противостоять (российскому, прим. В.М.) вторжению смягчает даже исторически сложившиеся различия между западной и восточной Украиной». Конец цитаты.

 По поводу ускоренного формирования новой украинской нации, я опять же не стал бы судить так поспешно. Нация, образно говоря, должна «вызревать» не одну сотню лет. У неё должна вырасти своя элита - культурная, научная, государственная, военная. Вспомните, как бодро провозглашался в брежневской Конституции СССР 1977 г. подобно математической аксиоме постулат о том, что за годы советской власти на территории бывшего государства Российского сложилась новая общность - многонациональный советский народ. В 1991 г. этот народ быстренько разбежался по своим национальным квартирам.

  Владимир Чичерюкин - Мейнгардт

Русская Стратегия

P.S.

Из писем корреспондента, живущего на востоке Украины.

 «Россия для меня не агрессор и русские, живущие на территории России, для меня не просто братья. Мы - один народ, разделенный недобросовестными (людьми), негодяями, желающими нам зла, в 1917, 1990, 2013 гг. Самое досадное то, что искусные лжецы умеют убеждать людей и, к сожалению, мы им верим; устраиваем революции, после которых наше положение только ухудшается».

 На мое (В. Мейнгардт) упоминание о предках своих - малороссийских казаках, получил следующий пассаж -

 «Что же касается малороссийских казаков, донских, кубанских - все мы один единый организм. Но сейчас на Украине за такое мировоззрение могут лишить свободы».

 «До майдана мы с друзьями раздавали листовки под заголовком «Украина или Малороссия». Мы оставляли их даже в газетных киосках. Многие вышли тогда на антимайдан. Потом начались аресты всех инакомыслящих (на данный момент все уже на свободе). По поводу украинской исключительности; весь этот бред слышал много раз. Например, Геродот, Гомер, Гаутама, Будда, Иисус Христос, были украинцами. И Пушкин тоже по бабушке украинский хлопец, только нерадивый. Очень много всего классного, от чего будешь долго смеяться, а потом долго плакать. Это будет до тех пор, пока жесткая рука настоящего патриота и хозяина нашей земли, не сошьет страну воедино. Думаю, что это случится на нашем с вами веку. Поверьте, на Украине много здравомыслящих людей, но они не агрессивные, а нацики агрессивные - у них оружие и поддержка власти.