Многие из нас представляют себе маневровый тепловоз, выполняющий работу на станции или подъездных путях, но о такой «рабочей лошадке», как маневровый электровоз большинство даже не слышали. В моей сегодняшней статье я расскажу вам о создании и использовании этих, довольно редких локомотивов железных дорог.
Почему решили создать маневровый электровоз?
Применение тепловозов в маневровой работе не всегда экономически выгодно, так как возникают определённые издержки из-за того, что дизель часто длительное время работает на холостом ходу, дизель-генераторная установка тепловоза редко используется на полную мощность и по факту загрузка дизеля чаще всего задействована лишь на половину. В связи с этим имеет место повышенный расход топлива и увеличенные эксплуатационные затраты.
Поэтому инженеров и конструкторов заинтересовала разработка маневрового электровоза, который бы обладал рядом преимуществ: минимум расходов на содержание и техобслуживание, высокая надёжность и готовность к работе, невысокий уровень шума, а также чтобы это был более экологически чистый локомотив.
О выпуске первых маневровых электровозов в СССР
Первый серийный маневровый электровоз ВЛ41 был создан в Советском Союзе в 1963 году на Днепропетровском электровозостроительном заводе. Локомотив предназначался для работы на железных дорогах, электрифицированных однофазным током напряжением 25 кВ. Кабина машиниста располагалась посередине, а пантограф был установлен на её крыше.
Основные технические узлы и элементы были заимствованы с электровозов ВЛ60 и ВЛ80. По техническим характеристикам ВЛ41 развивал мощность до 1520 кВт(в длительном режиме), скорость до 70 км/ч и имел массу 92 тонны.
Однако в ходе испытаний были обнаружены недостатки в конструкции ходовой части- локомотив плохо воздействовал на путь, значительно нагружая рельсы, имел недостаточную силу тяги, развивал недостаточную максимальную скорость. Всего заводом было выпущено 78 электровозов ВЛ41. Последние локомотивы были выпущены в 1964 году, после чего они прошли ещё ряд модернизаций и их продолжали эксплуатировать ещё и в 1970-е годы.
В 1966 году на том же Днепропетровском электровозостроительном заводе был построен маневровый контактно-аккумуляторный электровоз постоянного тока ВЛ26. Локомотив имел шесть тяговых двигателей, аналогичных электродвигателям РТ-113, которые применялись на электропоездах ЭР22. Основным достоинством ВЛ26 была работа на не электрифицированных путях, так как он мог работать от своих аккумуляторов.
Но как выяснилось в этом режиме локомотив мог разгоняться до скорости лишь 1,2 км/ч. Также сами аккумуляторные батареи часто выходили из строя, по причине их не совершенной конструкции. В итоге выпуск маневрового электровоза ВЛ26 был остановлен уже в 1967 году, а всего было выпущено только 10 локомотивов.
Применение маневровых электровозов в наши дни
В современной России маневровые электровозы применяются в основном на электрифицированных путях предприятий, на разработках горных месторождений, карьерах, стройках и т.д. Такие локомотивы называются промышленными электровозами.
Для примера представляю вам промышленный электровоз НПМ 2М, созданный на Новочеркасском электровозостроительном заводе по заказу Магнитогорского металлургического комбината. Локомотив разгоняется до скорости 60 км/ч, развивает мощность до 2100 кВт.
Электровоз оборудован асинхронными тяговыми двигателями с опорно-осевой подвеской на подшипниках качения, имеет современную систему управления с элементами защиты и прекрасную эргономику. Предназначен для работы на колее шириной 1520 мм.
Мне интересно ваше мнение, пишите его в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить палец вверх, будет много интересного!
Читайте также статьи по теме:
Новые локомотивы-гибриды из Чехии будут работать от дизеля, электричества и аккумулятора
Как в Объединённых Арабских Эмиратах спасают тепловозы от песчаных бурь и жары
Футуристический аэротрейн от автогиганта GM образца 1955 года: поезд будущего или обычная электричка?