В процессе знакомства с фильмографией Тайка Вайтити — парня, который снял оскароносный «Кролик Джоджо» — я наткнулся на картину «Реальные упыри». И посмотрел её. И она мне понравилась. В связи с этим я решил вспомнить других кровососущих персонажей и подумать о том, как со временем менялся образ вампира в искусстве.
Признаться, я не большой поклонник историй о вампирах. Мои знания о них сводятся к набору следующих стереотипов: эти ребята боятся солнечного света, не отражаются в зеркале, спят в гробах и истошно вопят при виде распятия. Ещё я знаю, что первым литературным вампиром был лорд Ратвен — герой рассказа Джона Полидори (авторство которого пытался присвоить себе лорд Байрон), а самый популярный вампир — граф Дракула. Поэтому я прошу прощения у всех неупомянутых вампиров — пишу о тех, кого знаю.
Дракула
Он страшный. Это, пожалуй, главная мысль, которую я хотел бы использовать для характеристики всех вампиров в первой стадии их эволюции — сюда мы отнесём и упомянутого лорда Ратвина, и девушек из произведений Теофила Готье и Шеридана ле Фаню. Но вернёмся к роману Брэма Стокера.
В нём всё пугает — мрачная Трансильвания, встретившая Джонатана Харкера волчьим воем, цыгане, перевозящие ящики с землёй, ужасные женщины, гипноз, ползание по стенам. А главное — тот факт, что граф Дракула вовсе не дружелюбен по отношению к своему «гостю». Брэм Стокер представляет вампира как порождение дьявола, с которым лучше бы никогда не встречаться. Да и прототип Дракулы — Влад Цепеш — тоже был не самым приятным парнем.
Я — легенда
В романе Ричарда Мэтисона всё иначе. Американский писатель посмотрел фильм «Дракула» и подумал: «Если один вампир — это страшно, каково будет увидеть целый мир вампиров?».
Жутко, конечно, каково же ещё? Но жуть тут совсем иного рода. В романе «Я — легенда» пугают вовсе не вампиры, а факт вымирания человечества. Если бы место кровососущих тварей в сюжете заняли разумные шиншиллы, гигантские комары или брокколи — последний человек на Земле всё равно бы чувствовал себя не в своей тарелке.
А вампиры здесь — организованные ребята, которые воспринимают Роберта Нэвилла так же, как читатели Брэма Стокера воспринимают Дракулу. Для них он просто жуткий тип — убийца, представитель враждебного вида. Несмотря на это, высокопоставленная вампирша Рут даже испытывает к нему нечто вроде симпатии — мол, без обид, просто ваше время прошло.
Вторая стадия эволюции вампиров — новый вид, пришедший на смену людям.
Отто Шрик
Мой любимый вампир. Этот парень из Плоского мира Терри Пратчетта пугает только тем, что может рассмешить до смерти. Он фанатично увлекается иконографированием, хотя от вспышки превращается в горстку пепла. А ещё он носит чёрную ленточку — знак Движения Убервальдских Трезвенников. Это значит, что Отто Шрик пытается социализироваться и не пьёт человеческую кровь.
Вампир с чёрной ленточкой — третья стадия эволюции вампиров в искусстве. На этой стадии писатели и сценаристы пытаются «приручить» упырей, сделать их милыми, а не страшными. В качестве примеров можно добавить Митчелла из сериала «Быть человеком» и героев «Сумерек» (да, я однажды ходил на какую-то часть в кино понял, что вампиры гоняют на крутых тачках, носят крутые шмотки и живут в крутом доме).
Реальные упыри
Вот тут всё сложнее. Фильм задуман так: группа документалистов какое-то время наблюдает за жизнью компании вампиров (с их согласия, разумеется). Друзья-упыри оказываются очень очаровательными, забавными и даже трогательными. Но есть одно «но» — они убивают людей.
Это вовсе не значит, что они злобные — вампирам просто нужно питаться. Ребята даже подружились с одним смертным, но его разорвали оборотни, которые не успели вовремя приковаться к деревьям — один забыл код от замка, другой — надел джинсы вместо тренировочных штанов (при обращении тренировочные штаны растягиваются, а джинсы — рвутся). Впрочем, история закончилась хорошо. Парень, которого погрызли, тоже превратился в оборотня и всех подружил.
Четвёртая стадия — вампиры как данность. Они среди нас, и нам остаётся только принимать их такими, какие они есть.
Вот таким получился мой дилетантский анализ эволюции вампиров в искусстве. Есть что добавить? Пишите в комментариях. Успехов!
P. S. О том, как Джон Полидори «срисовал» лорда Ратвена с Джорджа Байрона, можете почитать здесь. Интересные факты о Брэма Стокере — здесь.