Человек находится с природой в очень сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эти отношения не стали трагическими для обеих сторон, крайне важно с самых ранних лет формировать в детях экологическую осознанность, развивать в них экокультуру. Ведь именно дети — будущее нашей планеты.
Экологическая осознанность еще недостаточно глубоко внедрилась в жизнь и мышление людей. Немногие способны отнестись к природе с подобающим уважением, немногие имеют для этого необходимые знания и возможности. Однако этот навык — один из самых необходимых для гармоничного существования человека и природы. Не зря экологическую осознанность называют навыком будущего. И именно дети — будущие исследователи, изобретатели, промышленники и прочие специалисты, от которых напрямую зависит экологическое состояние планеты.
Воспитание экологической культуры необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте. И хотя специально разработанной дисциплины в садах и школах нет, на протяжении всего процесса обучения ребенка экологическое воспитание непрерывно в нем присутствует. Первой ступенью формирования экокультуры детей является экологическое сознание: ребенок знакомится с окружающим миром, учится любить природу, бережно и ответственно относиться к ней и к себе, у него закладываются фундаментальные моральные нормы и ценности.
Благодаря неравнодушным экоактивистам организовано немало различных программ и акций, главной целью которых является формирование экологической осознанности у населения планеты.
Одна из таких акций — “Час Земли” — традиционно проводится в последнюю субботу марта.
Она имеет статус международной и является добровольной. Однако от того, сколько человек на нее откликнется, зависит очень многое. Чтобы принять участие в “Часе Земли”, достаточно в условленное время выключить свет и все второстепенные электроприборы хотя бы на 1 час. Познакомить ребенка с таким отношением к экологической ситуации необходимо, этот пример поможет ему быть неравнодушным, проявлять активность по отношению к заботе о природе.
Кроме глобальных акций и попыток привлечь внимание к проблеме существует немало маленьких, но очень важных шагов, с которыми может справиться любой человек, даже ребенок.
Эти шаги — важные уроки для детей на пути к формированию экологической осознанности:
1. Заведите свою личную многоразовую бутылку для воды и напитков. Пусть ваш малыш берет с собой каждое утро любимый сок, чай или компот в одной и той же емкости, а не покупает ежедневно новую одноразовую бутылку в школьном буфете. Зимой для этой цели прекрасно подойдет небольшой термос или термокружка: у него всегда будет горячий чай под рукой.
2. Не стесняйтесь отправиться в магазин с собственной тряпичной сумкой-авоськой. Откажитесь от использования одноразовых пакетов из супермаркетов, которые рвутся прежде, чем вы донесете продукты до квартиры. Пусть у ребенка тоже всегда будет такая экосумка в портфеле. В современном обществе этот атрибут перестает вызывать насмешки и становится актуальным как никогда.
3. Учите ребенка использовать как можно меньше упаковочных материалов. Рассказывайте ему истории о том, какое количество совершенно бесполезного целлофана попадает в окружающую среду только потому, что каждый покупатель в магазине отправляет один лимон, один апельсин и одно яблоко в 3 разных пакетика. Неужели в одном общем они подерутся? Если в упаковке есть необходимость, старайтесь отдавать предпочтение той, которую можно переработать (стекло, бумага, биоразлагаемые материалы).
4. Покажите ребенку сколько добра можно сделать, если без сожаления раздавать ненужные вещи и игрушки нуждающимся, а не выбрасывать. Конечно, это не всегда так легко и просто делать, как кажется. Но попробовать и научиться этому определенно стоит. Гардероб — головная боль многих хозяек. Особенно детский: ребенок растет, вкусы меняются, вещи накапливаются и захламляют полки и ящики. Проводите в нем регулярную ревизию. Эта процедура должна стать общей семейной обязанностью: ребенок разбирает, примеряет и определяется со своими вещами сам. Старайтесь оставлять только необходимый минимум вещей, учите детей относиться к одежде бережно.
5. Прекрасный способ порадовать близких в праздник — подарить им приятную или полезную услугу вместо ненужной памятной безделушки. Расскажите ребенку об этом способе организации подарка для учителя или одноклассников.
6. Покупая продукты с длительным сроком годности, отдавайте предпочтение упаковкам побольше. Лучше купить одну большую пачку макарон или бутылку воды на несколько недель, чем три маленькие. Простая математика, которой нужно обучить ребенка: меньше упаковок — меньше отходов.
7. Научите ребенка рассчитывать количество нужной еды, опираясь на потребности. Не стоит готовить "про запас", а потом кормить остатками мусорку. Остатками еды можно покормить животное, поделиться с кем-то с помощью фудшеринга.
Человек создан, чтобы творить, создавать, изменять себя и мир. Быть при этом ответственным, относиться к природе бережно, заботиться о своем внутреннем пространстве и пространстве вокруг себя — это совершенно естественные явления. Важно лишь научиться делать это с пользой для окружающего мира, для собственного будущего. У наших детей еще есть шанс. Помогите им в этом, научите их минимизировать количество отходов, это послужит прекрасным фундаментом для дальнейшего формирования экологической осознанности.
А как вы учите своего ребенка беречь природу и заботиться о ней? Поделитесь опытом в комментариях!