Краеведы Ю. Узиков и А. Наймушин в своем знаменитом бестселлере еще советского времени "Как зовут тебя, улица?" пишут о космонавте, именем которого названа одна из уфимских улиц.
"Мир еще восхищался полетом первого в мире многоместного космического корабля "Восход", на борту которого было трое - В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров, а один из героев - Владимир Михайлович Комаров был уже в Уфе. Со времени полета не прошло еще и двух месяцев! Просто не верилось.
Владимир Михайлович Комаров до этого был в Уфе много раз. Начиная с 1952 года, он почти ежегодно приезжал в Уфу к родственникам на отдых: часто выходил на крутой берег Белой, любовался просторами заречья, переправлялся через реку, чтобы порыбачить на озере Ломоносовском.
Уже всемирно известный человек, один из первопроходцев космоса, уроженец Москвы, он считал Уфу, Башкирию своей второй родиной. Он бывал в цехах моторостроительного Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего заводов, не раз встречался с рабочими и служащими предприятий, со студентами, школьниками, был у отдыхающих санатория Юматово".
Дорога человечества к звездам усыпана трупами героев. Одним из таких героев был советский космонавт Владимир Комаров. Его полет на на "Союзе-1" сделал из него первого человека, побывавшего в космосе дважды, и он стал и первым погибшим в ходе выполнения миссии.
Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции.
Из статьи в "Rare Historical Fhotos":
"Трагедия произошла из-за спешки в подготовке полета. На 50-летие Октябрьского переворота партия и правительство захотели от космонавтов чего-нибудь этакого.
Леонид Брежнев решил стать режиссером невиданного доселе космического спектакля: встречи двух кораблей в пространстве. План заключался в том, чтобы запустить два космических корабля и состыковать их в пространстве с тем, чтобы космонавты могли перейти из одного отсека в другой.
Первую капсулу должен был вывести на орбиту "Союз-1" с Комаровым внутри. На другой день хотели запустить "Cоюз-2" с еще двумя космонавтами. Две космопосудины встречаются, стыкуются, Комаров переходит из своего отсека в другой, его партнер занимает место в первой капсуле и два космонавта возвращаются домой на втором судне. Брежнев дал четко понять, чего именно он хочет.
Гагарин, тем не менее, высказался за то, чтобы отсрочить полёт. Вопрос был: кто скажет об этом Брежневу? Первый в мире космонавт написал 10-страничный рапорт и дал его лучшему другу, кагэбэшнику Вениамину Руссаеву, но никто так и не осмелился переслать этот рапорт по команде. Когда до старта оставалось меньше месяца, Комаров вдруг понял, что отсрочка полёта не является выходом из ситуации. Один из его друзей в КГБ посоветовал вообще отказаться от полёта.
Согласно книге "Астронавт" (Starman) авторов Джейми Дорана и Пирса Байзоуни, Комаров ответил: "Если я не полечу, они пошлют запасного." А запасным был Юрий Гагарин. Владимир Комаров не мог так поступить по отношению к своему другу. В книге приводится его прямая речь слов, сказанных со слезами на глазах: "Я умру вместо него, надо, чтобы он жил".
Ввиду всех этих проблем пункт управления полётом на Земле принимает решение прекратить полёт и командует космонавту покинуть корабль при первом удобном случае. Космонавт безуспешно пытается сориентировать модуль в течение пяти часов. Сигналы, поступавшие с корабля по поводу состояния бортовых систем, были абсолютно неадекватными и, в конце концов, связь теряется вовсе. Используя процедуры, которым он не был обучен при тренировках, ему удаётся выравнять корабль и запустить ретродвигатели самому, но несмотря на все эти героические усилия худшее было впереди. Он успешно вошёл в слои атмосферы на своей 19+й орбите, но когда начал спуск, запасной парашют вышел, а основной заклинило в контейнере.
После этого случая власти допустили, что вся миссия была осуществлена в ненужной спешке и запуск произошёл, когда много чего не было готово как следует. Детали смерти Комарова были тщательно описаны. В интервью газете "Правда" спустя несколько недель Юрий Гагарин подверг резкой критике начальство, которое дало добро на полёт Комарова. Надо отметить, что Гагарин в 1967 году был уже не тот простой и безалаберный парень, которого все видели в 1961. Смерть Комарова легла на его плечи огромной тяжестью, он даже порывался получить аудиенцию у Брежнева, чтобы говорить об этом. Он находился в постоянной депрессии из-за того, что не осмелился заявить Брежневу о том, что полёт нужно отменить.
Сам Гагарин погиб, разбившись на истребителе, через год после смерти Комарова. В народе ходили слухи, что он был пьян и его не хотели допускать к полёту, но не могли перечить первому в мире космонавту.
Прах Комарова был погребен в у кремлёвской стене. Американские астронавты просили у советского правительства разрешения послать своего представителя на похороны, но им было отказано. Посмертно его наградили вторым Орденом Ленина и присвоили второе звание Героя Советского Союза.
Почему его останки до кремации были положен в открытый гроб и была дана возможность сделать этот снимок? Говорят, что об этом попросил сам Комаров, чтобы начальство увидело, что с ним сделало, как бы это была его финальная месть.
"Сегодня имя героя-космонавта носят корабли, улицы, школы, пионерские лагеря. - пишется в книге "Как зовут тебя, улица?" - И уфимцы, знавшие и любившие Владимира Михайловича, назвали одну из красивых улиц города именем Комарова. Может быть, с этой просторной, бывшей Институтской улицы, где не раз он бывал у родственников, с кручи у Нефтяного института космонавт смотрел в забельские неоглядные дали и думал о новых космических полетах".