В данной статье будет описано, чем то или иное радиальное направление особенно, уникально, то есть что есть на одном направлении и нет на других. Итак, поехали.
Белорусское (оно же ещё называется Смоленское) - единственное из направлений, не имеющее собственного депо, к которому приписаны пригородные электропоезда, курсирующие по нему. Все электрички, которые курсируют по данной ветке, приписаны к ТЧ-14 Лобня, которое расположенно на Савёловском направлении, с которым оно связано и в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья образует МЦД-1 (Одинцово - Лобня).
Горьковское - название направления не соответствует названию вокзала, от которого оно идёт. Электрички ходят от Курского вокзала, есть Курское направление, идущее от этого вокзала, но оно идёт в другую сторону и не имеет общих остановок с Горьковским направлением кроме Курского вокзала и то на нём для Горьковки предназначены отдельные тупики (ж/д пути), турникеты, кассы, автоматы для покупки билетов, а для Курского направления предназначена платформа №2 (пути №3 и 4). И ещё это направление славилось и славится особенной публикой, которая ведёт себя вызывающе, например, спорит и шутит с контролёрами, снимает их на камеру, пьют и гадят в электричках, орут, бесятся, не платят за проезд. Ещё в час-пик бывает, что один человек занимает места на всё "купе", то есть свой "диван", на который он сел и который напротив него, разложив на них свою сумку, одежду, для дружков, которые подсядут по пути, чтобы с ними поболтать, выпить, как Венедикт Ерофеев в своей поэме "Москва - Петушки", ведь это же по этому направлению. Утром места занимают в Орехово-Зуево, например, да я думаю и не только, вечером - на Курсокм вокзале в Москве. Насколько я слышал, ни на одном другом направлении такого веселья нет.
Казанское - если рассматривать в пределах Москвы, то это единственное направление с левосторонним движением поездов, а если говорить про Подмосковье, то там оно после станции Люберцы-1 разделяется на 2 полноценных направления, про которые тоже можно выделить особенности:
само Казанское - самое новое из радиальных направлений в Подмосковье, построено было позже всех, в 1912 году и сократило путь между Москвой и Казанью, до последнего раньше можно было добраться через Рязань, а это было дольше, так как Рязань расположена к юго-востоку от Москвы, а Казань - к востоку и путь был не совсем прямой, приходилось компенсировать юго-восточное направление северо-восточным. И ещё эту ветку можно выделить тем, что на ней меньше всего крупных населённых пунктов, ведь Люберцы располагается на обоих этих направлениях, а уже после них идут города Куровское с населением 22 тысячи человек, Шатура (33 тыс.) и посёлок городского типа Черусти, в котором проживает 2,5 тыс. чел. Также помимо них расположено множество сёл и деревень, но общее население на этой линии не достигает 100 тысяч человек, в то время как на соседних направлениях есть города с населением свыше 100 тыс. человек и не один (Орехово-Зуево, Коломна, Ногинск, Электросталь и т.д.). И это несмотря на то, что это направление проходит по восточной части МО, которая заселена заметно больше, чем западная. Но в плане дальнего следования направление относительно популярно, так как поезда ходят на Поволжье, Урал, Сибирь.
Для справки - это направление идёт левее после Люберец при движении из Москвы или, если смотреть по карте, то севернее и на восток от Москвы.
А вот второе направление Рязанское - также как и внутри Москвы единственное с левосторонним движением, которое сохраняется до Рязани, в то время как на Казанском направлении после станции Коренёво (2 остановки после Люберец-1). Наряду с Горьковским название направления отличается от названия вокзала, от которого идёт, хотя Казанский вокзал изначально назывался Рязанским. Но в расписании Яндекс.Электрички оно значится как Казанское и причём в списке остановок электричек после Люберец-1 сначала идут остановки именно Рязанского направления и только после Рязани идут остановки Казанского. И именно это направление, пожалуй, является самым интенсивным в плане движения поездов, ведь по нему проходят поезда и на Кавказ, и на Черноморские курорты, также на Поволжье, Урал, Среднюю Азию. Также тут расположен самый загруженный участок грузового движения поездов Воскресенск - Рыбное - Рязань. Поскольку здесь в связи с географическим положением пересекаются транспортные потоки север - юг - запад - восток. И на этом направлении больше всего остановочных пунктов для пригородных электропоездов, наименьшее среднее расстояние между двумя соседними пунктами.
Это направление идёт правее после разветвления в Люберцах, южнее Казанского, на юго-восток от Москвы.
Киевское - нет и не планируется пересадки с МЦК, но сейчас строится мост через Москву реку для запуска движения МЦД-4 Апрелевка - Железнодорожная и там оно соединится с Белорусским направлением, на которм можно пересесть на МЦК на платформе Тестовская. Возможно (сутя по карте железных дорог) сделать пересадку и на Кутузовской, но это фактически уже не Киевское направление, а соединительная ветвь с МЦК. Да и вообще, мне кажется, Киевское направление долгое время жило да и сейчас пока живёт отдельно ото всех, соединяясь только с кольцевыми железными дорогами (если рассматривать в самой Москве).
Курское - пожалуй его можно выделить как направление, имеющее больше всего пересадок на метро и пересекающее наибольшее количество вылетных магистралей. Самое "растянутое" направление, так как начинается на востоке, а идёт от Москвы на ЮЮЗ. Здесь, в районе Люблино, расположен самый большой в Москве парк грузовых вагонов. Мне кажется, даже Рижское, с которым оно прочно связано пригородным сообщение и образует МЦД-2, не так растянуто, хотя пересекает несколько радиальных веток метро и магистралей.
Ленинградское - не относится к Московской (а к Октябрьской) железной дороге, обслуживается не Центральной, а Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией (МТППК) на нём своеобразный подвижной состав. Это электропоезда ЭТ2М, которых не увидеть на других направлениях, хотя недавно был слух, что один из этих электропоездов передали на МЦД-2 Нахабино - Подольск, а ещё один или два - на Рязанское направление (депо ТЧ-7 Раменское). Возможно это как-то связано с подготовкой к запуску МЦД-3, которым и планируется связать эти два направления, хотя запустить его планируют вообще через 2-3 года. Но ни там, ни там я их пока не увидел, хотя езжу обычно по этим направлениям. В настоящее время ЭТ2М постепенно исчезают с Ленинградки, на их место дают современные комфортабельные электропоезда Ласточка, которые курсируют и на экспрессных, и на обычных пригородных маршрутах. Но их я также видел на МЦД-2 (Курское и Рижское направления). а так они в основном для более дальнего следования.
Павелецкое - сначала подумал, что ничем особенным не выделяется. Но потом, если разобраться, то несмотря на то, что оно ведёт в популярные направления, юг и юго-восток, Кавказ, Чёрное море, ж/д перевозки на нём не слишком велики из-за инфраструктурной неразвитости участков после Узуново (самая дальняя точка пригородного сообщения из Москвы по этому направлению) - далее идут однопутные участки на Рыбное и Павелец, что ограничивает пропускную способность. Но ходили слухи, что на участке Узуново - Рыбное начали прокладывать второй путь. А на участке от станции Ожерелье, которая расположена почти на 40 км ближе к Москве, чем Узуново дальше на юг идёт хоть и двухпутная, но неэлектрифицированная ж/д, хотя в прошлом году по информации из википедии вроде как её начали электрифицировать. Эти меры были приняты в связи с предельной загруженностью соседнего Рязанского направления, особенно после запуска поездов в Крым и дневных экспрессов в Тамбов, Липецк, Воронеж. То есть как мне кажется, это парадоксальное в чём-то направление и может быть неоднозначное. В принципе оно нравится, интересное и не такое перенаселённое и загруженное, как соседние Рязанское и Курское направления, зелени много, чисто.
Рижское - по официальным данным на нём наименьший пассажиропоток, поскольку на нём мало крупных городов. Полностью заменён подвижной состав на современные электропоезда ЭП2Д. Рижский вокзал, от которого оно идёт является самым безлюдным, особенно после запуск МЦД, отправляется совсем немного электричек и 2 поезда. В принципе его можно для движения закрыть, а здание переоборудовать под музей, а оставшиеся поезда перевести на Курский вокзал.
Савёловское - самое "глухое" направление, так как после Савёлово, самого дальнего пункта пригородного сообщения из Москвы, дорога неэлектрифицирована, поезда ходят редки и мало цивилизации, начинается глухомань. и это единственное направление, вдоль котрого идёт не федеральная трасса А104 Москва - Дубна, которая дальше продолжает идти в Кимры и севернее, но трафик на ней неоживлённый. Вообще я ещё в этом плане подумал и про Казанское направление, но оно фактически дублирует Горьковское и трассу М7 "Волга", и проходит через те же регионы, что и послпедняя (Владимирская, Нижегородская области, республики Чувашия и Татарстан)
.
Ярославское - пожалуй самое насыщенное и разветвлённое направление, имеется целых 2 электродепо (ТЧ-10 Москва-2 и ТЧ-12 Александров), наибольший пассажиропоток, так как расположено на нём около десятка крупных городов. И можно легко перепутать Фрязино и Фрязево, до последнего также можно доехать и с Курского вокзала по Горькоскому направлению.