В продолжение вводной статьи про внесение изменений в Конституцию начинаем разбирать ст.1 Закона Российской Федерации от 14.03.2020 №1-ФКЗ и рассматривать предложенные нам властями поправки к Конституции по существу.
Первой по очереди изменяется ст.67 Конституции, закреплявшая до изменений вопросы определения территорий России, её границ и защиты суверенитета государства на указанной территории.
Предлагаемые поправки выглядят так (изменения выделены цветом):
1. Как наглядно видно из поправок, в отношении территории России делается принципиальнейшая оговорка о том, что помимо субъектов Российской Федерации (республик, областей, краев, автономных округов и т.д.), могут быть созданы некие «Федеральные территории», которые не являются субъектами федерации, а подчиняются непосредственно государству (в лице органов власти или определенных должностных лиц). Грубо говоря, это, своего рода, «казенные территории», исключенные из обычного понимания территории России.
Создаваться они должны на основании простого закона, который, исходя из логики изменений, может (теоретически) создавать для федеральных территорий свое, особое, законодательство, основанное на других правилах (по сравнению со остальной территорией страны).
Таким образом, фактически создается конституционно-правовая база для того, чтобы законодательно оформить особый государственно-правовой статус группы территорий с определенным населением, проживающим на ней, в отношении которых те или иные законодательные требования и обязанности (например, уплата налогов, воинская повинность и т.п.) фактически действовать не будут. Возможно также, что у населения такой территории будут изъяты определенные права.
Так, например, в федеральном округе Колумбия в США (аналог нашей Федеральной территории), жители до 1961 года (!!!) не имели права выбирать президента страны.
Либо наоборот, будут установлены особые льготы и привилегии, которые остальному населению будут недоступны.
А это, на мой взгляд, прямое и грубейшее нарушение действующей Конституции России в той части, что все граждане должны быть равны перед законом и судом и нести одинаковые права и обязанности (ч.2 ст.6, ч.1 ст.19), а также что суверенитет государственной власти распространяется на всю территорию России (ч.1 ст.4).
Кроме того, ст.5 Конституции среди составных частей России перечисляет только субъекты федерации и не упоминает ни о каких "федеральных территориях".
То есть уже законодатель включает в такой важный документ заведомо противоречивые нормы, которые потом не понятно как исполнять. Это уже вопрос к Конституционному Суду: почему он не усмотрел в своем заключении от 16.03.2020 этих противоречий, а сделал вид, что все хорошо.
Возникают также закономерные вопросы о способах (механизмах) образования таких «федеральных территорий», т.к. в поправках к Конституции ничего про это не сказано. Сейчас получается, что абсолютно вся территория России разделена на субъекты федерации. Получается, для того, чтобы создать федеральную территорию, государственная власть, в одностороннем порядке, приняв соответствующий закон, фактически «отберет» необходимую территорию для своих нужд. А как же мнение субъекта федерации? А мнение населения? Их мнения кто-нибудь собирается учитывать?
Ответ прост: нет, так как из текста изменений этого не следует. Достаточно просто принять Федеральный закон (что в наше время это не проблема ввиду отсутствия реальной оппозиции действующей власти и ее партии). «Договорной» порядок изменения границ субъектов федерации предусмотрен в ч.3 ст.67 Конституции. Но этот порядок касается только тех случаев, когда два или более субъекта федерации взаимно изменяют границы друг друга. Как следует из логики поправок, «Федеральные территории» к числу субъектов Российской Федерации не относятся.
Между прочим, очень удобная законодательная конструкция для того, чтобы фактически разделить страну на «господ» и «рабов», проживающих в обычных субъектах Российской Федерации.
Вообще, фантазировать на тему вариантов реализации этой конструкции можно бесконечно долго и зависеть это будет от степени изощренности фантазии наших законодателей, которые, в свою очередь, полностью зависят от президента и подчиняются ему и выполняют его «заказы», «запросы» и «капризы» (о фактическом отсутствии разделения властей в России см. одну из моих прежних статей).
В частности, из этих территорий (также теоретически) можно создать «резервации» и сгонять туда неугодных людей; построить на этих территориях засекреченные военные базы; организовать там тюрьмы и пыточные камеры (наподобие секретных тюрем в США); построить базы НЛО и т.п. В общем, всё что угодно.
И все это можно сделать недосягаемым для обычного законодательства (в т.ч. уголовного) и, например, для правоохранительных органов.
Если говорить упрощенно, эта поправка в будущем может стать причиной конца нашей страны как некоей политико-правовой целостности, т.к. субъекты федерации (да и само федеративное устройство страны) могут прекратить свое существование, а для каждой территории будут действовать свои законы. А ведь единство законодательства, верховенство закона и обеспечение законности являются основными признаками суверенитета государства.
Но поскольку пределов и ограничений в ст.67 Конституции России (в новой редакции) не предполагается, то положения этой статьи могут вызвать катастрофические последствия для страны.
2. Другая часть изменений ст.67 Конституции (вводится новая часть 2.1.) вроде бы (на первый взгляд) призвана сохранить целостность территорий страны. Но давайте посмотрим на тут же вводящееся исключение, которого ранее в Конституции не было.
Получается (если читать текст поправки буквально), то государство защищает свой суверенитет и границы только в том случае, если не происходят процессы делимитации, демаркации и редемаркации государственной границы России с сопредельными государствами.
Для справки: делимитация – это определение общего положения и направления границы между двумя (или более) государствами на договорной основе (т.е. на «бумаге»); а демаркация – это уже конкретное определение границы на местности в соответствии с достигнутыми договоренностями о делимитации границы. Редемаркация - соответственно, обратный процесс.
Иными словами, если раньше в Конституции было сказано, что границы России – нерушимы и не изменяемы, то теперь этого утверждать точно нельзя.
Опять же, механизм проведения вышеуказанных процессов в поправках к Конституции не определяется и всё отдается на откуп властям (т.е. на их усмотрение). А уж о чем там власти договорятся и почём продадут российские территории – узнаем потом. Только будет поздно.
Ближайший вопрос на повестке дня – отдать Курильские острова Японии за подписание «мирного договора» (зачем это нужно России мне лично не понятно). И тут сразу же в памяти всплывают странные и неоднозначно толкуемые «заигрывающие» высказывания Путина В.В. и Лаврова С.В. в адрес японцев по поводу их просьбы отдать Курильские острова.
А там еще и Польша недавно, как бы между прочим, заявила о правах на Калининградскую область и т.п.
Вопрос к гражданам России: как вам такие риски и смутные перспективы? Нужна ли эта поправка к Конституции? Решать только нам.