Нормативно-правовое регулирование судостроительной отрасли играет важнейшую роль при реализации различных программ. Однако для того, чтобы этот механизм успешно работал, необходима своевременная актуализация действующих нормативно-правовых актов в соответствии с реалиями рынка и возможностями производителей. Производителям, со своей стороны, следует отслеживать изменения, участвовать в публичных обсуждениях и вносить собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Очевидно, что санкционное давление, в том числе и на судостроительную отрасль будет только нарастать, поэтому особенно важно развивать российское производство высокотехнологичной продукции и меньше зависеть от импорта.
Российская судостроительная промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей машиностроения. Одним из основных факторов развития отрасли, способствующих обеспечению конкурентных преимуществ, поддержке и защите интересов отечественных предприятий на внутреннем рынке, развитию их производственного потенциала и повышению доли высокотехнологичной наукоёмкой продукции в общем объёме производства является реализация принятой политики импортозамещения и локализации, которая, в свою очередь, поддерживается эффективной нормативно-правовой базой.
Импорту на замену
Эффективное развитие программы импортозамещения в судостроении невозможно без отраслевого нормативно-правового обеспечения. В
настоящее время в судостроительной отрасли действуют различные меры господдержки, помимо таких механизмов, которые стимулируют спрос на продукцию судостроения (компенсация процентных ставок по кредитам и лизингу, судовой утилизационный грант), есть и специальные меры, которые стимулируют развитие импортозамещения как судов, так и комплектующего оборудования для их изготовления.
В целях реализации Плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. №1936-р, сформирован новый план импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга РФ 1 марта 2019 г. № 580 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ и о признании утратившим силу приказа Минпромторга РФ от 31 марта 2015 г. №661» (План мероприятий). План мероприятий включает 76 позиций судов и судового комплектующего оборудования (СКО) и представляет собой перечень задач со сроком реализации проектов, согласно которому к 2030 году должна быть существенно снижена доля импорта по ключевым проектам судов и типам СКО. План мероприятий наглядно демонстрирует наиболее уязвимые технологические направления в судостроении, которые требуют тщательной работы по созданию российских аналогов.
Наиболее эффективным механизмом, способствующим реализации программы импортозамещения, является постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» (постановление №719) с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2020 г. №178 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. №719» (постановление №178). Постановлением №719 определены критерии поэтапной локализации по 22 позициям СКО и судовых систем, позволяющие судостроителям из имеющегося перечня выбрать наиболее приемлемые для них позиции (с 2019 года – 8 позиций, с 2021 года – 16, с 2023 года – 22). Постепенное повышение требований позволяет заказчикам судов адаптироваться к новым условиям, а с увеличением серийности производства оборудования к 2023 году, стоимость на единицу продукции будет снижаться, что сделает отечественное оборудование более конкурентоспособным по цене. Также отдельно выделены требования для судовых систем, предполагающие использование при их производстве иностранных деталей, узлов и комплектующих с соблюдением процентной доли стоимости от общего количества деталей, узлов и комплектующих, необходимых для производства товара. Постановлением №178, вступившим в силу 28 февраля 2020 г., предусматриваются следующие изменения в постановление №719: установление отдельных требований к винто-рулевым колонкам; уточнение общих требований к продукции судостроения, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ; применение к продукции судостроения положения о том, что подтверждением наличия у юридического лица - налогового резидента стран - членов Евразийского экономического союза прав на конструкторскую и техническую документацию являются документы, предусмотренные сноской 6 постановления №719; дополнение положением, согласно которому требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ, применяются для судов и объектов морской техники на дату заключения договора на строительство, для комплектующего оборудования - на дату заключения договора на изготовление и поставку. Необходимо отметить, что вносимые изменения были сформулированы на основании полученных предложений от профессионального сообщества и выявленных неточностей, а также с учетом существующей конъюнктуры рынка и анализа производственных возможностей отечественных предприятий. Существует четкая взаимосвязь между вышеуказанными нормативно-правовыми актами, поскольку План мероприятий определяет основные технологические направления, подлежащие первоочередному импортозамещению, а постановление №719 способствует наращиванию объемов импортозамещающей продукции и формированию спроса продукции судостроения российского и локализованного производства. Таким образом, нормативно-правовое регулирование - это гибкий инструмент, который способствует развитию отрасли. В планах Минпромторга РФ постоянная актуализация, корректировка и усовершенствование регулирующих актов с поправкой на текущую конъюнктуру рынка строительства судов и производства СКО. Помимо нормативно-правового регулирования, существует ряд других механизмов, способствующих снижению импортозависимости по основным технологическим направлениям в части производства судов и комплектующего оборудования, которыми могут воспользоваться производители, таких как: доработка и модернизация имеющихся образцов оборудования до современного и конкурентоспособного уровня; применение двойных технологий и диверсификация производства; разработка новых технологий, проектов судов и СКО в рамках действующих профильных государственных программ; внедрение уже полученных результатов государственных отраслевых программ; локализация производства иностранных компаний.
Импортозамещение для нацпроектов
В 2018 году Правительством РФ было сформировано 12 национальных проектов, направленных на прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России, увеличение численности населения страны и повышение уровня жизни, общий объем финансирования по которым за 6 лет составит порядка 26 трлн рублей. Также утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ). В рамках реализации национальных проектов и КПМИ осуществляются закупки товаров, услуг и оборудования, где основной задачей является обеспечение закупки российского оборудования, не уступающего по качеству импортным аналогам и конкурентного по цене. Одним из механизмов, способствующих использованию российской продукции для нацпроектов, является утверждённый приказом Минпромторга РФ от 15.07.2019 № 2484 Перечень конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. (Перечень продукции). В Перечне продукции содержится 4655 позиций, 45 из которых относятся к продукции судостроения (суда-газовозы, танкеры, сухогрузные суда, ледоколы, пассажирские суда и другие). В настоящее время ведется работа по дополнению этого перечня. В целях недопущения использования дополнительных избыточных характеристик товаров относительно действующих каталожных описаний, формируется отдельный каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), который является специальным каталогом для госзакупок, в котором приведены наименования и типовые характеристики товарных позиций, работ и услуг. Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований и описаний объектов закупки. Это значит, что в закупках любого заказчика во всех документах, относящихся к закупке определенного товара, он будет поименован и описан одинаково. Благодаря этому исключаются какие-либо разночтения и ситуации, когда из описания объекта не до конца следует, что же именно заказчик желает приобрести. Также в качестве дополнительной меры, стимулирующей увеличение доли закупок у российских производителей при реализации национальных проектов, рассматривается возможность квотирования закупок в размере не менее 50% от общего объема закупаемой продукции и запрета допуска иностранной продукции при наличии отечественных аналогов. Таким образом, в связи с реализацией государством такой масштабной инвестиционной программы, в РФ формируется новый, обширный рынок сбыта товаров и услуг, когда для российских предприятий открываются дополнительные возможности по сбыту своей продукции. Производителям необходимо внимательно изучить новые «правила игры» и активно включаться в реализацию нацпроектов в части своей компетенции.
Переход на баллы
В целях оптимизации и упрощения применения требований постановления № 719 к продукции различных отраслей, в настоящее время рассматривается внедрение более гибкого механизма подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ в части перехода на балльную систему оценки критериев уровня локализации. Такая работа ведется, в том числе, и для продукции судостроения. Целью перехода на данную систему является внедрение более гибкого и удобного подхода к формированию требований к подтверждению производства промышленной продукции на территории РФ, когда заявитель может выбрать наиболее подходящие позиции, которые соответствуют специфике проекта и его технологическим особенностям. В рамках указанной системы оценки предлагается присваивать каждой категории СКО определенное количество баллов, которые будут формироваться пропорционально стоимости СКО, и в сумме покажут уровень фактической локализации каждого конкретного проекта судна. В целом, судно будет состоять из полного перечня общесудового СКО и специального оборудования для каждого типа отдельно. Для того, чтобы судно было признано российским, судостроительному предприятию необходимо набрать определенное количество баллов. Принцип поэтапной локализации с постепенным повышением требований останется неизменным. Общее количество баллов и критерии локализации будут устанавливаться с учетом текущей конъюнктуры отрасли и количества, используемого в проекте СКО российского производства. В дальнейшем рассматривается такая возможность, чтобы в зависимости от количества набранных баллов по каждому проекту судна, будут применяться меры государственной поддержки в виде повышенных субсидий. Необходимо отметить, что переход на балльную систему оценки сделает процедуру подтверждения требованиям постановления №719 более постоянной и предсказуемой, т.к. перечень СКО практически не будет меняться и ежегодно редактироваться.
(Авторская статья)