Найти тему

Зарядка для ума или чем занять себя в период самоизоляции

Уважаемые, читатели!

С завтрашнего дня все пожилые и особые группы хронически больных людей в Москве переходят на самоизоляцию. Теперь будет много свободного времени, и я предлагаю посвятить его самообразованию и воспоминаниям.

Я уже начала. Какие яркие события из нашей молодости всплывают в памяти? Это, конечно, значимая культурная жизнь, которой мы все тогда жили.

Моя молодость пришлась на конец 60-х и семидесятые годы. Самые яркие воспоминания связаны с учебой в институте. Я объясняю своим внукам, что надо обязательно поступить в институт, потому что эти годы потом будут вспоминаться, как самые веселые и интересные.

фото Юрия Любимого, режиссера Театра на Таганке
фото Юрия Любимого, режиссера Театра на Таганке

Мы ходили в консерваторию, доставали самые дешевые билеты во все крупнейшие московские театры. А многие из них опробовали в те годы и разные театральные новаторские постановки. Это и "Современник" Олега Ефремова, и спектакли Георгия Товстоногова в Ленинграде.

Сегодня мне хочется рассказать о становлении знаменитого Театра на Таганке. В 1963 году Юрий Любимов вместе со своими студентами третьего курса Щукинского училища поставили дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольда Брехта. И с этого победоносного спектакля началась история совершенно нового авангардного театра, который впоследствии называли просто Театр на Таганке.

Сцена из  спектакля "Добрый человек из Сезуана"
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана"

Престиж театра в 70-годы был столь велик, что его можно было сравнить только с покупкой автомобиля или приобретением кооперативной квартиры. Билеты невозможно было купить. Мне с моей институтской подругой очень повезло. Ее мама работала врачом, а у нее среди пациенток была билетерша из этого театра, и она пропускала нас (бесплатно!) на многие спектакли.

В первые годы Юрий Любимов вместе со своими учениками ставили поэтические спектакли. При чем это была публицистическая поэзия. Конечно, прежде всего это был спектакль "Антимиры" на стихи Андрея Вознесенского.

Мы в те годы зачитывались поэзией Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. Эти поэты собирали целые стадионы своих слушателей. Мы пели под гитару бардовские песни Ю.Визбора, Булата Окуджавы и других известных авторов.

Сцена из спектакля "Антимиры"  Театра на  таганке
Сцена из спектакля "Антимиры" Театра на таганке

"Антимиры" произвели на меня очень яркое и глубокое впечатление. Это был совершенно новый и необычный спектакль. Привычного занавеса не было. Актеры выступали в повседневной одежде. Но зато какие это были актеры! Зинаида Славина, Алла Демидова. Валерий Золотухин и, конечно, Владимир Высоцкий. Слава его гремела тогда по всему Советскому Союзу. Никто не относился к нему равнодушно.

Владимир Высоцкий в роли  Гамлета
Владимир Высоцкий в роли Гамлета

Помещение театра поначалу было совсем маленьким, а народу набивалось очень много. Поскольку мы проходили без билета, то и сидеть нам чаще всего приходилось просто на ступеньках лестницы, а то и вовсе стоять весь спектакль. Но действие завораживало настолько, что мы даже не чувствовали ни духоты, ни каких-то неудобств. Все внимание было сосредоточено на актерской игре.

Еще помню, что даже в фойе театра все было необычно и подчинено идее спектакля, который игрался в этот день. Так на спектакле "10 дней, которые потрясли мир" билетеры были одеты в солдатские шинели, и билеты накалывали на штыки винтовки. Для того времени это было удивительно и неординарно.

Сцена из спектакля " 10 дней, которые потрясли мир"
Сцена из спектакля " 10 дней, которые потрясли мир"

Безусловно среди актеров выделялся своим мастерством Владимир Высоцкий. Я помню его в "Гамлете," Впечатления даже невозможно описать словами. При минимуме декораций и других сценических атрибутов все внимание было сосредоточено на актерской игре. А она эмоционально просто зашкаливала .

Поэтические спектакли сменили инсценировки прозаических произведений. Я помню, как мы плакали на спектакле "А зори здесь тихие" Б.Васильева. Сильные эмоции вызывал и спектакль "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Но самый большой успех у театра был в 70-годы, когда театр уже получил мировую известность, и его награждали различными престижными премиями.

Власти неоднозначно относились к спектаклям этого театра, многие пьесы закрывали, вокруг репертуара было много скандалов. Юрий Любимов был вынужден покинуть страну и расстаться с любимым театром.

Приходили новые режиссеры, но это был уже другой театр и другая история.

Пишите, что вы думаете по этому поводу. Ставьте лайки!
Подписывайтесь на мой канал!