Найти в Дзене
Valentina Labodina

Разумный урбанизм. Часть шестая. Принцип эффективности.

Следующий принцип К.Ч. Беннингера, направленный на формирование комфортной городской среды – это принцип эффективности. И направлен он на нахождение баланса между потребляемыми ресурсами (энергия, время, деньги) и достижением комфорта, безопасности, доступности и производительности. Для баланса, по мнению К.Ч. Беннингера, необходимо оптимальное и грамотное использование общественных земель, дорог, услуг и инфраструктурных сетей, с сохранением высокого уровня доступности этих мест.

Основное направление реализации данного принципа это решение транспортных проблем. Личный транспорт, несмотря на своё удобство, имеет ряд недостатков, таких как потребляемая энергия, парковочные площади, несчастные случаи на дорогах и загрязнение окружающей среды. Поэтому городское планирование, согласно принципу эффективности, предполагает создание альтернативных видов транспорта и доступность общественного транспорта. Для уменьшения протяженности коммуникаций - труб, проводов, кабелей и дорог, планируется формирование компактно организованных сообществ со средней и высокой плотностью жилой застройки, с общественными удобствами, организацией мест отдыха и общественных служб, удобного шопинга и пешеходных связей.

Как пример удобного и доступного общественного транспорта - Хельсинки, где правительство города разработало десятилетний план по созданию системы «мобильности по запросу». Весь общественный транспорт, включая паромы, микроавтобусы и велосипеды, доступен для заказа через приложение для смартфонов «Whim». В зависимости от стоимости и вида, ежемесячная подписка на «Whim» может включать в себя неограниченное количество поездок на городском транспорте, прокат велосипедов, скутеров, такси со скидкой для коротких поездок и аренду прокатного автомобиля до двух суток. По замыслу разработчиков, услуга может стать альтернативой собственного автомобиля, поскольку жители Европы тратят 85% своего транспортного бюджета на автомобиль, но пользуются им только для 29% поездок. В марте 2019 года количество зарегистрированных пользователей Whim в Хельсинки насчитывалось порядка 70 тыс.

https://arm1.ru/photos/travels
https://arm1.ru/photos/travels

Что касается компактной организации города, то плотная застройка с близким к ней центром инфраструктуры позволяет горожанам меньше зависеть от автотранспорта и сокращать время на дорогу, за счет чего уменьшается количество вредных выбросов в атмосферу. Благодаря плотной застройке можно обеспечить централизованное энергообеспечение на уровне всего района, что сокращает расходы на доставку энергоресурсов и положительно влияет на окружающую среду. Например, Амстердам - весьма компактный город с площадью 219,5 кв. км, и высокой плотностью населения, около 5 тысяч человек на квадратный километр, при этом ежегодно город занимает верхние строчки в мировых рейтингах городов удобных для жизни. Несмотря на то, что Амстердам является культурным, финансовым и экономическим центром Нидерландов, удобство людей стоит на первом месте. Здесь идеального качества и хорошо продуманные пешеходные и велосипедные дорожки – весь город можно без проблем проехать на велосипеде, широкие и зелёные тротуары, а для автомобилей оставлены только две полосы движения. 43% от числа амстердамцев используют велосипед ежедневно для поездок на работу, к тому же вы не увидите на улице хаотично припаркованных машин - парковка в основном расположена под землей. Радует глаз и архитектурное разнообразие города, современные архитекторы даже называют Амстердам «архитектурным музеем под открытым небом». Как пример новой застройки Амстердама – новый район IJburg, возведённый на искусственных островах на озере Эймер.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Район с плавучими домами на воде, которые пришвартованы у причалов словно лодки, помимо архитектурной ценности решают вопрос нехватки жилья в Амстердаме и рассредоточенности населения – по окончании строительства, в этом районе будет 18 тысяч домов для 45 тысяч жителей, а также школы, магазины, развлекательные центры, рестораны и пляж.

Так, Амстердам стал одним из первых городов, который между удобством автомобиля и человека, выбрал человека.

Теперь давайте рассмотрим подробнее как обстоят дела с проектированием новых районов у нас. Современные типы городской застройки, несмотря на высокие показатели плотности, к сожалению, лишены функциональной насыщенности (примерно 3-5 объектов на гектар площади), поэтому горожане всё равно вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы попасть на работу или получить необходимые услуги.

Например, город Мурино в Ленобласти, или как его ещё называют «человейник». Численность населения Мурино в 2019 году составляла 49,7 тысяч человек, и непрерывно увеличивается, благодаря новым стройкам. При этом наблюдается отсутствие социальных учреждений, таких как детские сады, полицейские участки, поликлиники, пожарная часть, почтовые отделения, в связи с этим, жители не чувствуют себя в безопасности, испытывают неудобства и не получают помощь, когда она им нужна. О наличии скамеек или беседок, где можно спрятаться от дождя или палящего солнца, застройщик также не побеспокоился - вокруг пустыри, парковки и много строительного мусора. В районе нет торгово-развлекательных центров, учреждений культуры и мест отдыха, а также достаточного количества офисных помещений. В результате, выезд из города необходим и сопровождаются рядом трудностей - из-за недостаточного количества остановок общественного транспорта, или даже их отсутствия, автобусы вынуждены делать импровизированные остановки в неположенном месте, к тому же с учётом ограниченного количества дорог, жители много времени проводят в пробках, а единственная станция метро перманентно перегружена.

К сожалению, не только от качества застройщика и городского планирования зависит то, как выглядят наши районы сейчас. Большую лепту в создание таких человейников вносят наши ГОСТы, которые безнадежно устарели и часто не позволяют выстроить качественные и эффективные районы.