Найти тему
Стрижево гнездо

Чопины создавались не для ходьбы: шаткая опора аристократическим ножкам

Очень высокие венецианские чопины из дерева, покрытые белой кожей с лаконичным орнаментом. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.
Очень высокие венецианские чопины из дерева, покрытые белой кожей с лаконичным орнаментом. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.
  • Как далеко вы готовы зайти в погоне за модой? В наш век плоской подошвы туфли на высокой платформе смотрятся авангардно, хотя женщины столетиями носили подобную обувь. Большинство полагает, что моду на высоченную подошву ввела Леди Гага, хотя на самом деле поп-звезда лишь переосмыслила наследие венецианских чопин 16 века.
  • На протяжении всей истории моды, от китайской традиции "лотосовых" башмачков с бинтованием ног и до шпилек 20-го века, форму обуви определяли требования общества. И чопины не были исключением. Пятьсот лет назад эта невероятно высокая, столпообразная платформа была призвана продемонстрировать богатство испанских и итальянских семейств.
  • Элизабет Сэммелхэк, старший хранитель в Музее обуви Bata в Торонто, утверждает, что истоки чопинов кроются в античной моде на обувь на платформой,которая появилась не позже 6 в до н.э. "У обуви на платформе длинная европейская история, вплоть до 17 века. Потом платформа выходит из моды до 20 века, когда в 1930-х годах Ферраджамо возвращает её на подиум". В 2009 году Сэммелхэк подготовила выставку и сопутствующий каталог, посвященный "возвышенным" туфлям: "На пьедестале: от ренессансных чопинов к барочным каблукам".
  • Мы поговорили с Элизабет об уникальной роли чопинов в истории элегантности и о том, как далеко (или как высоко) могут зайти люди в своем стремлении утвердить свой статус.
Деревянные чопины, обтянутые кожей. Венеция, ок. 1740-х гг. Музей изящных искусств, Бостон.
Деревянные чопины, обтянутые кожей. Венеция, ок. 1740-х гг. Музей изящных искусств, Бостон.

Когда женщины начали носить обувь на платформе?

Чопины, как вид обуви, появились в 16 веке, но у них, конечно, имеются свои предшественники. Я проследила историю обуви на платформе до времен Древней Греции и обнаружила, что она уходит корнями в античный период. Например, на некоторых изображениях Афродита явно стоит на очень высокой платформе. Правда, остается вопрос, была ли подобная высота обуви художественным преувеличением или отражала действительность. Обувь античного периода на территории греческих островов и италийского полуострова не сохранилась из-за природных условий.

Греческая мода существенно повлияла на римлян, а потому римлянки тоже носили платформу, но более скромных размеров. После завоевания Иберийского полуострова (нынешней Испании) римляне положили начало производству обуви из пробки. Позднее Испания была захвачена арабами, которые и унаследовали эту традицию. Туфли на платформе создавались в Испании в течении всего периода арабского господства, а оттуда поставлялись во все страны Магриба. По моему убеждению, эта модель мавританской обуви стала предметом роскоши, а затем была заимствована женщинами-христианками.

Где же появились чопины?

Большинство людей не осознает, что до последнего времени все самое желанное в западной моде шло с Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Мода создавалась не в Европе, наоборот, европейцы смотрели на Восток. Мавританские пробковые платформы вошли в гардероб христианок в Испании, а затем стали популярны и на Итальянском полуострове.

Испанский и итальянский стиль отличались друг от друга. Испанские чопины делались из пробки, итальянские - из дерева. Но я видела и множество итальянских чопинов из дерева с испанскими элементами, что подтверждает мысль о сильном влиянии испанского стиля на итальянский. Но вот что было совершенно разным, так это способ ношения чопин.

Пара чапин - испанская версия чопин - с подошвой из пробкового дерева, покрыты затейливо тисненой кожей. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.
Пара чапин - испанская версия чопин - с подошвой из пробкового дерева, покрыты затейливо тисненой кожей. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.

У испанок подол юбок доходил до чопин. Поскольку это оставляло обувь на виду, чопины делались из роскошных материалов, например, из тисненой кожи тончайшей выработки, которой так славилась Испания. Кроме того, испанки зачастую полностью закрывались черными длинными покрывалами. Мне кажется, вид чопинов привлекал внимание и повышал интерес - во что же одета женщина? - давая возможность предположить, насколько роскошным было платье под черной мантильей. Именно обувь служила показателем статуса и социально-экономического положения, раз уж остальная часть женского костюма была скрыта от глаз. Общеизвестна фраза исповедника королевы Изабеллы: "Во всей Испании не найдется достаточно пробки на чопины, чтобы удовлетворить все желания женщин".

В Венеции же, где источником экономического процветания было производстве тканей, женщины носили очень высокие деревянные чопины, полностью скрытые под платьем, что существенно увеличивало длину юбки. Показывать чопины не позволялось, и это делало обувь способом продемонстрировать богатство владелицы. Венецианские чопины носились больше как нижнее белье или вспомогательный предмет одежды. Испанские - как яркий аксессуар, элемент верхней одежды.

На акварельном рисунке 1540 г. изображены испанки на патенах - туфлях на платформе. Патены были предшественниками чопин и изначально надевались поверх дорогих туфель, чтобы защитить их от износа. Подобная дорогая обувь на платформе вскоре стала показателем статуса. Музей Стибберта, Флоренция.
На акварельном рисунке 1540 г. изображены испанки на патенах - туфлях на платформе. Патены были предшественниками чопин и изначально надевались поверх дорогих туфель, чтобы защитить их от износа. Подобная дорогая обувь на платформе вскоре стала показателем статуса. Музей Стибберта, Флоренция.

Как ходили в чопинах?

Это зависело от высоты обуви, но давайте представим, что мы говорим о венецианских чопинах. Нельзя забывать, что венецианки из высшего сословия жили изолированно, практически не показываясь на глаза посторонним людям, и только несколько раз в год появлялись на публике. Они никогда не наряжались сами. Возможно, они сами надевали одежду в буквальном смысле, но не они выбирали её - другие решали, как женщина должна быть одета и что должен символизировать её наряд.

Время от времени венецианских дам выводили в свет, на очень высоких чопинах, в пышных одеждах, как декорации на праздник. Их задачей было показать могущество их семей и общее богатство Венеции. Они были вынуждены передвигаться очень медленно, с помощью двух слуг, сопровождающих госпожу повсюду, куда бы она ни направлялась. Её могли попросить совершить подобный променад как на публичном мероприятии, так и на частном приеме иностранного посла.

У этой пары испанских чопин толстая пробковая платформа покрыта шёлковым дамастом. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
У этой пары испанских чопин толстая пробковая платформа покрыта шёлковым дамастом. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

И я бы хотела развеять представление, что женщины носили чопины, чтобы не пачкать одежду в грязи и навозе. Точнее, в Испании крестьянки действительно могли носить грубую обувь на платформе именно с этими целями. Но чопины испанок из высшего сословия были невероятно красивы, покрыты дорогой тонко выделанной кожей тонкой или тканью. В их отделке использовали алмазы и другие драгоценные камни. Чопины стоили безумных денег и в них однозначно не ходили по грязи.

У венецианок платье полностью закрывало чопины, так что обувь использовалась вовсе не для поднятия юбок. К тому же, эти юбки были настолько дорогими, что и речи не шло, чтобы волочить их по улице.

Подобные элегантные чопины носили в 16 веке высокородные венецианки. Эта роскошная пара, обитая бархатом, явно создавалась для высшего света. Ок. 1580-1620 гг. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.
Подобные элегантные чопины носили в 16 веке высокородные венецианки. Эта роскошная пара, обитая бархатом, явно создавалась для высшего света. Ок. 1580-1620 гг. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.

Чопины носили только представительницы высшего сословия?

Это сложный вопрос. В 16 веке размер приданого не контролировался государством и вырос настолько, что выдать дочь замуж становится непозволительной роскошью. Венеция была республикой и знатные мужчины одевались совершенно одинаково - как если вы выйдете на Бэй-стрит в Торонто (финансовый район - прим. перев.) и увидите, что все мужчины носят одно и то же. Поэтому на женском костюме лежала тяжёлая ответственность - отражать  имущественное положение семьи. Свадьба давала возможность продемонстрировать богатство и могущество не только семьи невесты, но и семьи жениха. К концу 16 века затраты на свадьбу и наряды непомерно выросли, и даже обеспеченные семьи могли позволить себе выдать замуж только одну из дочерей.

В результате знатные девушки и юноши не могли найти супруга. Девушек часто постригали в монахини - как и юношей - но государство и Церковь были обеспокоены, что у мужчин отсутствие возможности удовлетворить свои потребности может привести к содомии. Во избежании этого и государство, и Церковь одобрили появление так называемых "честных куртизанок", которые оказывали эскорт-услуги. Куртизанки были вхожи в общество вельмож и вращались в самых высоких кругах. Они должны были одеваться как знатные дамы и, конечно, носили чопины.

Гравюра Пьетро Бертелли "Куртизанка и слепой Купидон" позволяет поднять вверх платье и открывает взору нижнее белье и чопины. Ок. 1588 г. Метроплитен-музей.
Гравюра Пьетро Бертелли "Куртизанка и слепой Купидон" позволяет поднять вверх платье и открывает взору нижнее белье и чопины. Ок. 1588 г. Метроплитен-музей.

Но куртизанка не сидела дома взаперти, как патрицианка, ей дозволялось ходить по улице. Приезжавшие в Венецию иностранцы видели таких женщин, разгуливающих на чопинах, и делали вывод, что чопины носят только куртизанки, хотя они подражали знатным венецианкам не только в обуви, но и в одежде. Относились ли "честные куртизанки" к высшему сословию? Они были из разных сословий. Но чопины они носили для того, чтобы подражать знати, в рамках сложившей модной традиции.

Носили ли чопины обычные проститутки?

У Чезаре Вечеллио есть знаменитая гравюра, на которой изображена уличная проститутка в чопинах. Интересно, что ее юбки доходят только до верха обуви, в явном испанском стиле. А если вы прочтете комментарий Вечеллио, то увидите - он говорит, что она сварганила модный наряд из того, что попалось ей под руку, в том числе из найденных в мусоре чопин и чьей-то ношеной юбки. Для себя я ещё не до конца уяснила связь между чопинами и проституцией, это сложный вопрос.

Хотя в Италии чопины почти всегда были скрыты одеждой, их изготавливали из дорогих материалов, как эту обитую красным бархатом пару. 16 в. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.
Хотя в Италии чопины почти всегда были скрыты одеждой, их изготавливали из дорогих материалов, как эту обитую красным бархатом пару. 16 в. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.

Допускали ли венецианские правила приличия, чтобы женщина выставляла напоказ свои туфли?

Есть тексты, объясняющие, как женщина должна сидеть, ходить и танцевать, чтобы не показывать свои чопины. Изображения с чопинами - это либо непристойные картинки, либо картинки женщин в домашней одежде. Это одна из причин, по которой я настаиваю, что чопины воспринимались как нижнее белье. Показ любых личных деталей женского туалета был явной провокацией.

На гравюре Чезаре Вечеллио изображена венецианка, осветляющая волосы на балконе. Рядом стоит пара домашних чопинов. Ок. 1598 г.
На гравюре Чезаре Вечеллио изображена венецианка, осветляющая волосы на балконе. Рядом стоит пара домашних чопинов. Ок. 1598 г.

Вызывала ли столь непрактичная обувь споры?

Да, чопины критиковали многие. В Венеции, как правило, чопины осуждались из-за расходов на ткань. Недовольные заявляли, что мода на чопины заставляет мужчин покупать всё больше ткани на женские юбки, и что подобные траты необходимо прекратить. Критика была очень жёсткой.

Но чопины осуждали и иностранцы. Их критиковали приезжие англичане и представители других культур, где не существовало традиции ношения чопин. Они называли женщин, носящих чопины, "полуженщины-полубрёвна" и отказывались понимать, почему те надевают такую обувь. Они совершенно упускали социальные нюансы. И тот момент, что респектабельные женщины таким образом демонстрировали богатство своих родов, и то обстоятельство, что зачастую они видели куртизанок, одетых как дамы высшего общества.

Почему чопины вышли из моды?

Причиной явились Великие географические открытия. Венеция долгое время служила мостом между Востоком и Западом и, следовательно, именно через неё шли в Европу все ценнейшие товары. Однако, после того, как португальские мореплаватели обогнули Африку, а испанцы "открыли" Новый Свет, Венеция потеряла своё значение. По мере того, как в 16 веке открывались новые торговые пути, дававшие европейцам доступ к товарам с Дальнего и Ближнего Востока, Венеция всё больше теряла основной источник своего богатства.

С началом 17 века экономическое благосостояние Венеции идёт на спад. Центром моды становится Франция и тенденции в мире моды теперь определяет двор Людовика XIV. На рубеже 17 века с Востока в европейский костюм приходит новая форма обуви - на каблуке. Она была связана с образом война-всадника, и мужчины первыми переняли новый стиль.

К концу 17 века в мужской обуви появляется каблук, заимствованный из персидских сапог для верховой езды. Туфли для мальчика с наборным кожаным каблуком. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.
К концу 17 века в мужской обуви появляется каблук, заимствованный из персидских сапог для верховой езды. Туфли для мальчика с наборным кожаным каблуком. Фото предоставлено Музеем обуви Bata.

На Ближнем Востоке каблуки использовались при верховой езде. В Европе же каблук появляется в то время, когда шах Персии Аббас Великий пытался поднять европейские правительства на войну с Оттоманской империей. У шаха Аббаса была самая многочисленная конница в мире. Я полагаю, что именно возвышение Персии привело к популярности каблуков, и чопины здесь совершенно не при чём.

Но вскоре, вслед за мужчинами, каблуки стали носить и женщины. На протяжении всего 17 века обувь на каблуках - обязательный элемент и мужской, и женской моды. С 1730-х годов в женском костюме окончательно воцаряется каблук, а чопины постепенно исчезают.

Чтобы узнать о чопинах больше, посетите сайт Музея обуви Бата или приобретите каталог "На пьедестале"

Статья переведена Ольгой Власовой, оригинал: These Chopines Weren't Made for Walking: Precarious Platforms for Aristocratic Feet