Решив расширить свой кругозор и заодно посмотреть хорошее «умное» кино, снятое женщиной режиссёром, я столкнулась с неожиданной проблемой выбора. Самые популярные интернет – поисковики, рекомендовали мне списки, в которых зачастую фигурировали одни и те же имена: «Аньес Варда, Лоис Вебер (это яркая и многогранная звезда американского немого кино, сочетавшая в себе талант сценариста, актрисы, продюсера и режиссёра) Клер Дени, Софии Копполы. Личность Лени Рифеншталь, также попавшую в эти списки, я рискнула отставить в сторону, с тем, чтобы рассмотреть её более детально. За целый век прожитой жизни, фигура этой женщины покрылась «ржавыми пятнами» слухов, недосказанных предположений и правдой, которая может показаться многим слишком чудовищной.
Я посмотрела все её фильмы, пролистала великолепно изданные фотоальбомы, пытаясь понять кем же была Лени, настоящим художником и творцом, чьё наследие изучают ведущие кино школы мира, или же обычным винтиком в гигантской пропагандистской машине нацистов?
Рифеншталь, умершая в 2003 году в возрасте 101 года, наиболее известна своим фильмом 1935 года «Триумф воли». Здесь, я впервые столкнулась со странной двойственностью в оценке работ, знаменитой немки. Одни знатоки кино, называют снятые ею фильмы яркими и новаторскими, отмечая необычную, не использованную никем прежде манеру сьёмок. Даже в прошлогоднем, ноябрьском опросе «Би –би – си», в котором приняли участие почти 400 кинокритиков «Триумф воли» занял 45 – е место в списке «100 величайших фильмов, снятых когда-либо режиссёрами женщинами». Другой знаменитый фильм Лени «Олимпия» посвящённый Берлинской олимпиаде 1936 года, стал в том же списке 37 –м. Успех? Безусловно! В то же время другие эксперты объявили эти же работы обычным, популистским восхвалением идей национал – социализма. Хотя именно Лени, первой сняла в «Олимпии» победу чернокожего спринтера американца, над «чистокровными» арийцами. Третьи вполне справедливо могут спросить, почему только фильмы Лени Рифеншталь, да работы философа Мартина Хайдеггера заслужили «прощение»? Ведь были же ещё актёр Густав Грюдгенс и скульптор Арно Брекер продавшие «душу и талант, новой власти»? Давайте разберёмся кто же из них прав. Но начнём мы с вами с самого начала.
Родившись в 1902 году в Берлине, в смутные для Германии времена Веймарской республики, Лени Рифеншталь сменила множество профессий, побывав танцовщицей, (пока профессиональная травма, не вынудила её оставить балет) актрисой, журналисткой, (как сказали бы сейчас «блогером») писавшей неплохие «обзоры», на свои же фильмы и зимние спортивные состязания, пока наконец в 1932 году, мир не узнал о рождении нового кинорежиссёра. На экраны вышел фильм «Голубой свет». Это была абсолютно аполитичная история. Не лишённая, лёгкого мистического флёра. Отснятая на фоне восхитительных пейзажей заснеженных Альп. Лени не только сняла свой фильм, но сыграла в нём главную роль.
Была ли начинающая кинорежиссёр связана с наци? Да. Ведь они финансировали все её фильмы. Но после войны, Лени не раз заявляла о том, что она никогда не носила на груди, бело – красно – чёрный значок члена «НСДАП – Национал – социалистической – немецкой – партии». Единственной разрешённой в Германии политической силы. После окончания Второй мировой войны, она прошла через четыре крупных судебных процесса, в рамках «денафикации», формально проиграв лишь один из них. Инициированный «Мемориальным музеем Холокоста США», по его результатам, она была признана «попутчиком» - хотя подобный термин не указывал на её прямое сотрудничество с оккупационными властями, он навсегда закрыл Лени Рифеншталь дорогу в кино.
Не все верили в раскаяние, некогда популярного режиссёра. Так, известный публицист Сьюзен Зонтаг, в своём эссе «Увлекательный фашизм – Fascinating Fascism» опубликованном в 1975 году в журнале «Нью – Йорк ревью оф букс» потребовала провести подробную проверку данных вошедших в недавний фотоальбом Лени Рифеншталь «Последний из племени Нуба», полагая, что этой книгой Рифеншталь, хотела бы сделать из самой себя жертву нацистов. Ведь сама режиссёр не раз, писала о том, что «она отказывалась подчиняться попыткам Геббельса, создавать обычные пропагандистские агитки» и что она была лишь «знакома», а не тесно сотрудничала с людьми из нацистской верхушки.
Подобные объяснения, не удовлетворили Сьюзен Зонтаг. «Я уверена лишь в одном – писала она – в том, что когда – то имя Лени Рифеншталь было нарицательным в нацистской Германии, а значит ни одна часть из изложенных ею оправданий, не может считаться правдой».
Отчасти Зонтаг была права, её эссе послужило хорошим упрёком (ревизионизму – т. е. попыткой уйти от своего прошлого) для самой Лени Рифеншталь.
Но та, будто пользуясь проявленным к ней безразличием, продолжила заниматься собой, добившись на этом поприще немалых успехов. В 1987 году она выпустила мемуары, книга, почти сразу была переведена на английский язык. Уже в 1993 году, Рэй Мюллер выпустил свой знаменитый документальный фильм «Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» фактически обессмертивший имя кинорежиссёра. Газета «Нью – Йорк Таймс» приветствовала появление книги и фильма, назвав их «убедительным доказательством того, как Рифеншталь сумела выжить и сохранить своё творческое начало, в таких невыносимых условиях». Когда она умерла, в некрологе газеты «The Guardian» её описали как «первую всемирно известную женщину – режиссёра, не побоявшуюся оставить свой след в истории создания монументальных кино полотен нацистской пропаганды».
Знаете, с чего начинается документальный фильм «Прекрасная и удивительная жизнь Лени Рифеншталь» уже упомянутый мною выше? Рифеншталь почти приблизилась к своему вековому юбилею. Улыбающаяся, затянутая в синий гидрокостюм с жёлтыми полосками на рукавах, энергичная, ещё довольно крепкая для своего возраста, она собралась заняться дайвингом. Вот она уже в воде, тянется к какой-то удивительной рыбе, Лени напряжена, в радостном предвкушении. Резко диссонируя с этой сценой, следующая погружает нас в её прошлое, давая краткий закулисный взгляд, на съёмочный процесс, прославивших её документальных фильмов, восхвалявших тьму, едва не поглотившую человечество, затем камера будто танцует над её плечом, мы видим съёмки ритуальных танцев племени «Нуба».
Кадры нацистской эпохи, выполнены в мрачной чёрно – белой цветовой гамме, зато весь остальной фильм сделан в цвете. Его эстетический посыл ясен. С одной стороны, то прошлое, мрачное отдалённое место, в котором Рифеншталь была маргинальной фигурой «пешкой», от которой мало, что зависело, отделено от нас непреодолимой стеной времени. С другой, есть это свободное и радостное настоящее, в котором Лени Рифеншталь получая глубокое удовольствие от жизни во всём её многообразии, заняла наконец своё место «в кадре».
В течении нескольких минут, фильм даёт возможность, по-новому взглянуть, на жизнь Лени Рифеншталь, позволяя увидеть историю женщины, в основе своей тяготеющей к красоте и сопереживанию, сумевшей преодолеть тяжкий груз давления своего тоталитарного прошлого, чтобы вновь обрести своё я.
Я благодарна тем, кто прочёл мою статью до конца. Пожалуйста, выразите мне вашу поддержку лайками, комментариями и подпиской на канал Меня зовут Вика.