Найти в Дзене
BERLOGOS

О. Шафиева: О недвижимости, и не только

4 февраля 2020 г. международный портал BERLOGOS и агентство эффективного маркетинга «Студия капитализации бренда» начали совместный спецпроект «Недвижимость Екатеринбурга с Ольгой Шафиевой». Ольга – руководитель по работе с партнерами, эксперт по недвижимости Премиум и Бизнес класса в агентстве «Ориентир Недвижимость», координатор в «Галерее Элитной Недвижимости». Сегодня – продолжение разговора. – Ольга, с момента нашей первой беседы не прошло и двух месяцев, а ситуация на всех уровнях изменилась кардинально. Для элитной недвижимости происходящие перемены – в плюс или в минус? – К сожалению (или к счастью), но время простых ответов на сложные (а подчас – сложнейшие) вопросы объективно заканчивается. Если не завершилось от слова совсем. И надо как-то к этому привыкать. Желательно – побыстрее и поадекватнее. Минусы происходящего вокруг очевидны. Как и колоссальные риски. Вместе с тем применительно к сфере недвижимости в происходящем есть даже не плюсы, а скорее – возвращение исти

4 февраля 2020 г. международный портал BERLOGOS и агентство эффективного маркетинга «Студия капитализации бренда» начали совместный спецпроект «Недвижимость Екатеринбурга с Ольгой Шафиевой».

Ольга – руководитель по работе с партнерами, эксперт по недвижимости Премиум и Бизнес класса в агентстве «Ориентир Недвижимость», координатор в «Галерее Элитной Недвижимости».

Сегодня – продолжение разговора.

– Ольга, с момента нашей первой беседы не прошло и двух месяцев, а ситуация на всех уровнях изменилась кардинально. Для элитной недвижимости происходящие перемены – в плюс или в минус?

– К сожалению (или к счастью), но время простых ответов на сложные (а подчас – сложнейшие) вопросы объективно заканчивается. Если не завершилось от слова совсем. И надо как-то к этому привыкать. Желательно – побыстрее и поадекватнее.

Минусы происходящего вокруг очевидны. Как и колоссальные риски. Вместе с тем применительно к сфере недвижимости в происходящем есть даже не плюсы, а скорее – возвращение истинных смыслов и ценностей.

Само слово «недвижимость» – синоним стабильности, опоры, того, что объективно не сдует ветром перемен. И в этом смысле я смотрю на ситуацию достаточно оптимистично. Слово «плюс», наверное, здесь не очень уместно, вызывая ассоциации с пиром во время чумы. Но согласитесь: когда всё вдруг пришло в какое-то фантасмагорическое движение, быть специалистом по недвижимости – дело достойное.

– И прибыльное?

– Думаю, все мы прибыли в точку, где прежние взгляды на монетизацию всего и вся уже не актуальны. Есть игры, в которые вредно заигрываться. И даже опасно. Можно думать о прибыли, можно размышлять о бытие, но важно всегда «держаться корней». В самом широком понимании этих слов, как и термина «недвижимость». Должен быть какой-то якорь. И не факт, что это – прибыль.

Прибыль и убыль – это динамика процесса, а общество сейчас сталкивается с тем, что жизнь заставляет всех нас задумываться о настоящем, истинном результате. Можно сказать более категорично: «о конечном результате». Хотя в такой формулировке, увы, уже слышится что-то жутковатое и совсем не бухгалтерское.

Конечно, рынок качественной недвижимости сейчас в гораздо лучшем положении, чем, скажем, рынок туризма или авиаперевозок. Расхожая фраза «Мой дом – моя крепость» обретает новое, более звонкое звучание. И весь вопрос в том, как его воспринимать, это звучание. Как набат? Как поминальный звон? Как сигнал о наступлении эпохального, принципиально важного этапа в нашей жизни?

– И по ком звонит этот колокол, на Ваш взгляд?

– Вопрос для образованного человека риторический. Наверное, уместно полностью процитировать эпиграф романа Эрнеста Хемингуэя – слова Джона Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Роман Хемингуэя «По ком звонит колокол» вышел в 1940-ом, ровно 80 лет назад. А как актуально звучит!

– Агентство, в котором Вы являетесь экспертом по недвижимости Премиум и Бизнес класса, называется «Ориентир Недвижимость». Сейчас, когда большинство людей реально дезориентировано, тема ориентиров звучит предельно актуально.

Какой вектор развития ситуации Вы как эксперт считаете наиболее важным?

– Во-первых, к сфере элитной недвижимости, особенно екатеринбургской, вполне применимо то, что называется классическим кризисом перепроизводства при капитализме. Не вдаваясь в детали, можно констатировать: в тех условиях, которые сейчас складываются, объем предложений на местном рынке зачастую избыточен. И многие даже, казалось бы, серьёзные и крепкие игроки будут вынуждены уйти с рынка. Возможно, мягко, а возможно, и под траурный марш Шопена, поскольку банкротства на строительных рынках во времена кризисов – далеко не редкость.

Во-вторых, в силу объективных обстоятельств, скорее всего, не будет однозначной, однонаправленной динамики: вся недвижимость дорожает или вся недвижимость дешевеет. Какая-то – подорожает. Какая-то – подешевеет. Как говорится, не все йогурты одинаково полезны.

В третьих, на всех рынках, и особенно на рынке недвижимости, резко возрастает роль и значение профессионализма. Нарастание степени сложности и скорости происходящих вокруг процессов таково, что справиться с этим потоком информации в силах лишь немногие, а может – вообще единицы.

– Вы относите себя к их числу?

– Крайне самонадеянно заявлять, что я знаю правильные ответы. Но меня утешает надежда, что я хотя бы в состоянии задавать себе правильные вопросы…

– В Екатеринбурге Вы известны как координатор в «Галерее Элитной Недвижимости». А недавно на Вашей странице в Инстаграме появилась информация о Вашем столичном знакомстве с домом Deluxe класса Barkli Gallery. Можете рассказать более подробно?

– Да, это было профессионально очень значимое для меня событие. Собственно, могу лишь повторить свои впечатления: вы даже не представляете уровня крутизны этого дома! Этот объект – настоящее произведение искусства.

Он известен относительно небольшим пентхаусом «за миллиард» с видом на Кремль. Там (в пентхаусе, а не в Кремле, что не так эксклюзивно) мне посчастливилось побывать. Barkli Gallery – современный жилой дом, вдохновленный искусством начала XX века, творчеством Бакста и близостью Третьяковской галереи.

Лобби дома оформлял голландец Марсель Вандерс – живая легенда современного мирового дизайна. Однажды, при посещении выставки в Милане, где была его экспозиция, нам удалось немного пообщаться и даже сфотографироваться вместе.

– И как Вам понравился знаковый российский проект Марселя?

– Очень понравился: и как специалисту, и просто как человеку, что называется, с улицы (хотя в данном контексте это звучит несколько двусмысленно, поскольку с улицы попасть в Barkli Gallery весьма затруднительно).

Работа Марселя Вандерса и его коллег объективно хороша! Все продумано до мелочей. До тончайших моментов. У дома есть дух, душа, свой аромат. В холле расположен рояль за десятки миллионов, знаменитая люстра Le Roi Soleil для Baccarat. Имеется уникальный зимний сад, а также «секретный сад» исключительно для жителей дома.

Словом, это просто волшебство!

– В рамках нашего с Вами проекта международный портал BERLOGOS и «Студия капитализации бренда» обратились к Марселю с просьбой ответить на вопросы, касающиеся его взгляда как творца на Barkli Gallery. Какие из ответов Вандерса Вы считаете наиболее значимыми?

– Прежде всего, следующие слова Марселя: «Дизайн интерьера такого культового пространства, как Barkli Gallery, коренящегося глубже, чем сам дизайн, многое для меня значит. Я говорю это потому, что в основе проекта – стремление сохранить чувство истории: мы имели возможность проектировать в рамках уже существующей архитектуры начала XX-го века. Когда мы говорим о дизайне, связанном с людьми, это уже нечто особенное. Но иметь возможность спроектировать то, что устраняет разрыв между давно ушедшими эпохами и традициями и современными ценностями и взглядами, – бесценно».

Первая публикация в рамках нашего совместного проекта была посвящена именно историческим контекстам качественной недвижимости – на примере так называемых сталинок. Но сталинки – это частный случай. А понятия «культовое пространство» и «чувство истории» – гораздо шире. И я рада, что масштаб таланта Марселя Вандерса на примере Barkli Gallery очень ярко подчеркнул эти ключевые моменты.

– Отвечая на наши с Вами вопросы, Марсель заметил: «Дизайн, особенно дизайн интерьера, очень похож на музыку. Это искусство создания ансамбля, в котором каждый предмет по-своему играет свою роль. Но благодаря материалам и ориентации в пространстве они обретают гармонию. Подобно маэстро или дирижеру симфонического оркестра, дизайнер – хореограф красоты и смысла».

Что-то аналогичное можно сказать о работе риелтора?

– Сейчас цифровизация (а в ещё более иноязычной терминологии дигилизация или диджилизация) настолько тотальна, что аналогии могут выглядеть некоторой архаикой – эхом уходящей (якобы) аналоговой эпохи. Но настоящая классика всегда вечна и актуальна!

Конечно, высококвалифицированный риелтор – тоже оператор красоты и смысла. Когда сумма сделки за квартиру в Екатеринбурге достигает 150 миллионов, и практика доказывает смысл данной сделки, это тоже проявление гармонии. Гармонии интересов покупателя и продавца. И риелтор объективно должен быть на высоте этой гармонии.

Говоря об искусстве создания ансамбля в наших текущих условиях, можно рассматривать проблему шире – как процесс совместного создания новой реальности, в которой все мы теперь будем жить. Независимо от того, нравится кому-то это или нет.

В такие периоды истории именно классика, классические подходы, искусство – ключевые ресурсы, способные помочь нам адекватно ответить на вызовы времени. А сейчас эти вызовы – чрезвычайно серьёзны.

– У Вас есть на них ответы?

– Ответы, на мой взгляд, могут быть исключительно коллективными. В одиночку с подобными вызовами справиться – это выше сил отдельно взятого человека.

Как у Вандерса «каждый предмет по-своему играет свою роль», так и в сегодняшней, принципиально новой экономической реальности, общий результат – итог усилий множества участников. И ответы, на мой взгляд, логично искать сообща.

И в этом нам наверняка поможет еще одна интересная мысль Марселя, который сказал в диалоге, возникшем в рамках нашего с вами проекта: «Наша цель – всегда радовать и удивлять. Чтобы хороший дизайн чего-то стоил, он должен что-то значить. Его задача – выстроить наполненную смыслами связь с людьми. Он должен что-то всколыхнуть внутри каждого, удивить, расшевелить, остановить. Я не думаю, что в основе дизайна всегда должны быть парадокс или сопоставление, но он однозначно должен соответствовать пространству и моменту времени. В нужное время и в нужном месте дизайн может ошеломить и дать эффект долговременного воздействия: у людей возникнет ощущение, что им стало лучше от того, что они увидели. Если люди испытывают эти эмоции и открывают для себя что-то новое, значит, мы хорошо выполнили свою работу».

Соответствовать пространству и моменту времени – это очень важно. Как и понимание того, что зачастую крайне необходимо «что-то всколыхнуть внутри каждого, удивить, расшевелить, остановить». Это – первый шаг к ответам и решениям.

Сможем мы сейчас открыть для себя что-то новое или не сможем? Вот воистину гамлетовский вопрос, равнозначный сакраментальному: быть или не быть?

– Дизайн новой экономической реальности, который мучительно складывается буквально здесь и сейчас, многих уже всколыхнул не по-детски. И течение жизни для многих остановил так, что проект «Недвижимость Екатеринбурга с Ольгой Шафиевой» впору переименовывать в проект «Мир замер с Ольгой Шафиевой»…

– Справедливости ради надо отметить, что хотя мир и замер, но Ольга Шафиева здесь совершенно не причём. Ольга Шафиева наоборот – всю минувшую неделю крайне интенсивно двигалась по элитным объектам столичной недвижимости в ходе московского инвест проекта «Обучение в Академии Элитных Брокеров» от @olegtorbosov.

Это было продолжение мастер-класса, организованного владельцем агентства элитной недвижимости Whitewill чуть ранее.

За два сета практического комплексного обучения я узнала столько нового, получила столько впечатлений и навыков, что теперь, в нынешних условиях, которые сродни военному времени, ощущаю себя во всеоружии.

– Будете покорять Москву?

– Знание специфики екатеринбургского рынка, где уже много лет объективно чувствую себя уверенно, поскольку за спиной – мощный практический опыт с массой конкретных результатов, было целесообразно подкрепить пониманием специфики московской.

Плюс к этому – глянуть на уральскую недвижимость в столичной системе координат. Тем более что конкуренция между этими двумя секторами объективно нарастает. Нарастает остро и стремительно: как уже говорила, переизбыток предложения в нынешних условиях на первый план выдвигает вопрос даже не успешных продаж, а элементарного выживания многих застройщиков.

И конкуренция территорий, и конкуренция вторичного рынка с первичным делают крайне актуальным вектор направления финансового капитала, который сейчас тоже основательно всколыхнули внешними обстоятельствами, глядя на которые подчас хочется перечитать в договорах пункт о форс-мажоре.

Поэтому отвечу на вопрос так: вершина, которую в настоящее время надо покорять – это принципиально новая ситуация на рынке недвижимости в целом, поскольку серьёзные трансформации динамично происходят не только на этом рынке, но и практически на всех остальных. И это, кстати, еще одна очень важная плоскость конкуренции за ресурсы.

Создается впечатление, что глобализацию явно поставили на паузу. Но даже в этих условиях настоящие мастера своего дела не знают границ. Как сказал в нашем диалоге с компанией Марселя Вандерса еще один участник этого диалога – креативный директор бюро Marcel Wanders Габриэль Кьяве, отвечая на мой вопрос о том, планируют ли они с Марселем принять участие в каком-либо новом проекте в России: «Сейчас нет, но мы были бы рады принять участие в любом проекте в одном из богатейших (с точки зрения культуры) мировых центров культуры и искусства».

Конечно, Москва по мировым меркам – более серьёзный центр, чем Екатеринбург. Но стоящие сегодня перед рынком недвижимости проблемы во многом универсальны. И решать их надо на всех уровнях и во всех столицах – что России, что Урала.

– Какие-то практические механизмы и алгоритмы этих решения уже готовы?

– Во-первых, перемены сейчас происходят столь стремительно и столь масштабно, что адекватные им решения требуют очень глубокой экспертной проработки. Поэтому заявлять, что уже все рецепты готовы, включая состав «экономической вакцины» для рынка недвижимости, который вполне может начать не на шутку лихорадить, явно преждевременно. Тем более что впереди еще много туманного и плохо прогнозируемого.

Во-вторых, даже если решения и готовы, это не повод о них рассказывать публично и во всех деталях. Да, отраслевую дискуссию можно организовать. Как и квалифицированную обработку сигналов и импульсов с рынка, учет пожеланий, заявок и мнений всех заинтересованных сторон. Но вернусь к началу нашего разговора: время простых ответов на сложнейшие вопросы объективно завершилось.

Делать комикс «Успешные продажи элитной недвижимости на раз-два-три» вряд ли логично. Хотя не исключаю, что сейчас подобная продукция на рынке появится, поскольку соблазн чудодейственных таблеток – во многом в природе человека.

Но пока природа в целом намекает нам на необходимость более горького лекарства от болезней, которые накапливались в мировой экономике десятилетиями. Но, как говорится, сколь веревочка ни вейся…

– Как-то грустно закруглять диалог на этой ноте из известной песни, пусть это и песня Владимира Высоцкого…

– Сейчас – не время эмоций. Сейчас – время глубокого, качественного, во многом эксклюзивного анализа. И – решительных действий на его основе.

– Так анализа или действий? Даже в нашем сегодняшнем разговоре периодически всплывало это противоречие. С одной стороны, Вы совершенно справедливо заметили, что всё вдруг пришло в какое-то фантасмагорическое движение. С другой – мир замер и глобализацию явно поставили на паузу, что тоже верно. А где истина?

– Недавно в интернете широко освещалась новость о том, что канцлер ФРГ Ангела Меркель без респиратора была замечена в берлинском супермаркете Hit Ullrich в привычном деловом образе – брючном костюме. И самостоятельно везла большую продуктовую тележку, в которой лежали четыре бутылки вина, туалетная бумага, гель для душа и другие хозяйственные товары и продовольствие. Наверное, истина где-то в этой области (я не про интернет, а про продуктовую тележку с четырьмя бутылками).

А если серьёзно, то ситуацию действительно можно рассматривать по-разному. Во внешнем интерфейсе – попытка остановиться, оглянуться, успокоиться. В глубине происходящих процессов – чрезвычайная турбулентность, о которой уже не говорит только ленивый. И это – свидетельство того, что мы с вами вступили в крайне сложное и парадоксальное, но по-своему очень увлекательное и уникальное время.

– И чего в нём больше: рисков или возможностей?

– На данном этапе – конечно, рисков. Подчас запредельных. Но по мере их анализа и оценки (разумеется, комплексной, компетентной и оперативной) у всех тех, кто с этой задачей эффективно справится, будут резко увеличиваться и возможности.

Солидарна с вашим пожеланием завершить нашу сегодняшнюю беседу не форс-мажорной, а просто мажорной нотой. Здравый оптимизм нынче в цене, как и здравие в целом. Поэтому давайте вспомним другие строки Высоцкого: «Ну вот, исчезла дрожь в руках, теперь – наверх! Ну вот, сорвался в пропасть страх – навек, навек. Для остановки нет причин – иду, скользя. И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!»

– Спасибо за интересный диалог, Ольга Алексеевна! Надеемся на продолжение…

Материал подготовлен при участии международного портала BERLOGOS и агентства эффективного маркетинга «Студия капитализации бренда».

Выражаем признательность креативным директорам бюро Marcel Wanders Марселю Вандерсу и Габриэлю Кьяве за конструктивность и оперативность диалога с бывшим главным редактором портала BERLOGOS Татьяной Виана де Баррос.

Полностью текст интервью «Марсель Вандерс: «Дизайн интерьера такого культового пространства, как Barkli Gallery, многое для меня значит» будет опубликован позднее.