А еще М.А.Ульянов много играл главную роль в драматургическом репертуаре Советского Союза - Владимира Ильича Ленина. Играл и при "застое" в классическом "Человеке с ружьем" Н.Погодина в дуэте с Н.О Гриценко, играл и при "гласности" в пьесе М.Шатрова "Брестский мир",спектакль в театре им.Е. Вахтангова удостоился в свое время высочайшего присутствия небезызвестного Генсека М.С. Горбачева с супругой. Играл он Ленина и в художественном 4-х серийном телефильме Л.Пчелкина по сценарию М.Шатрова "Штрихи к портрету В.И.Ленина".
"Штрих к портрету В.И Ленина",1970 г. 4-х серийный телефильм режиссера Л.Пчелкина по сценарию М.Шатрова о событиях 1918 года. После показа первой серии "Поименное голосование" о голосовании по Брестскому миру по ТВ, фильм был отправлен на "полку" и показан только в 1987 г. А после этого опять исчез. Вот такая странная судьба у этого неплохого фильма. Сценарий фильма построен на документальной основе. Практически нет привычной развесистой клюквы о "самом человечном" и милом, смешном , картавящем гномике. Ульянов играет Ленина без уже привычных штампов ленинской рефлексии. Ленин у него очень жесткий и умный человек. Достаточно новаторская работа для того времени.
"Самый последний день",1972 г. Этот фильм поставил сам М.А. Ульянов по одноименной повести Бориса Васильева. Фильм о последнем дне службы участкового инспектора, бывшего фронтовика Семена Ковалева. Главную роль играет сам М.А.Ульянов. Так же одну из главных женских ролей в фильме сыграла его жена Алла Петровна Парфаньяк. Ульянов сам выбрал для своего режиссерского дебюта повесть Васильева:" Мне казалось необходимым сказать многомиллионному зрителю кинотеатров, что добрые и справедливые люди ходят рядом, надо только разглядеть их. Сказать, что доброта и любовь не слабее злобы и несправедливости. Может быть, в этом образе есть и немалая доля мечты о таком человеке? Может быть. Но это мечта не о том, что несбыточно, а о том, что существует, но чего не хватает на всех. Мечта о том, чтобы в каждой жизни встретился свой Семен Митрофанович Ковалев, человек большой души. Конечно, не всякая актерская тревога и боль передается зрителям с такой же остротой. И не все, о чем я думал и мечтал, перехлестнулось через экран и ударило по сердцам, как мне хотелось. Пусть. Но прошел по экранам этот чудесный человек и кого-то обязательно поддержал и ободрил. А разве этого мало ? " В фильме скромный участковый инспектор милиции Семен Митрофанович Ковалев в последний раз перед выходом на пенсию обходит свой участок,передавая дела своему преемнику. Последний раз он делает добрые дела людям,помогая им чем может,не оставаясь равнодушным к их бедам.И в самом конце дня, уже идя ночью к себе домой, спасает от бандитов девушку и пытаясь их задержать,один и без оружия,погибает. Но зритель не воспринял ульяновский посыл о добром человеке. Ему стали приходить письма от зрителей: "Зачем вы остановились на этом почти "сказочном" материале? Что вас привлекло в этой умилительной фигуре добренького милиционера? Вы же всегда играли людей сильных и волевых, и вдруг образ добродушного и даже мягкотелого человека, который по доброте своей и гибнет?" И Ульянов посчитал этот фильм неудачным,винил себя.что не смог донести до зрителей свою мысль. А может зрители и не были к этому готовы ? Больше режиссурой в кино Ульянов не занимался.
Конечно,никто бы меня не понял, если бы в числе фильмов с участием М.А.Ульянова не было бы упомянуты, где он играл маршала Жукова. Всего роль Жукова он исполнил в 17 фильмах. Начал он играть Жукова в 41 год в 1968 г. в фильме "Освобождение" Юрия Озерова, а последний раз в 78 лет в 2005 г. в сериале Ю.Кары "Звезда эпохи." Ульянов не был первым исполнителем роли Жукова в советском кино.
Еще в период работы в фильме "Председатель" Ульянов записал в своем дневнике:" Сегодня подумал, что ведь надо сыграть большого, крупного человека, вроде маршала Жукова. Будет ли такой сильный, большой человек кричать, хватать за грудки, как это у нас сделано, как я сыграл некоторые куски? "
В начале Ульянов отказался, когда в 1966 году Озеров предложил ему играть роль маршала Жукова. Но режиссер убедил его, сказав, что сам Жуков выразил ему мнение,что актер,который играл главного героя в "Председателе", Жуков даже фамилию Ульянова не запомнил, который вытащил сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова. Как это ни странно Ульянов ни разу не встречался с Жуковым. Во время первого показа "Освобождения" по телевизору Г.К.Жуков очень внимательно смотрел фильм.Вспоминает дочь Жукова Маргарита:" Все время Георгий Константинович спрашивал: „А это кто? А это?…“ Ему объясняли, что это Василий Шукшин играет Конева, а это Владлен Давыдов в роли Рокоссовского… „Это же надо…“ — удивлялся отец. Когда же у него спросили, а сам-то ты как, он сказал: „Я ещё ничего, а вот остальные…“
Ульянов играл не Жукова в буквальном смысле этого слова, он играл народное представление о нем, о самом популярном в русском народе военачальнике после Суворова и Кутузова. Непреклонность, решительность,не знающую преград,невероятный сгусток энергии и воли играл Ульянов. Успех роли Жукова был ошеломляющий. И надо отметить,что в "Освобождении" на большой экран были возвращены из глубокого забвения, куда они были задвинуты Хрущевым, два главных персонажа, которые в народе персонифицировались с Победой - Сталин и Жуков.
После "Освобождения" Ульянов сыграл Жуков еще в 16 фильмах.Особо он отмечал фильм "Блокада",где имелось достаточно драматургического материала для выпуклого образа Жукова.После этого фильма Константин Симонов близко знавший Жукова, сравнивал роль Жукова в исполнении Ульянова с легендарной ролью Чапаева в исполнении Бориса Бабочкина.
Ульянову очень хотелось,чтобы был снят многосерийный фильм о Жукове. Он говорил:"Я не характер — профиль его играю. Неизменный и неизменяемый. Символ. Но уверен, сделают когда-нибудь о нём и настоящий фильм. Расскажут о том, как почти двадцать лет жил в опале. Как глушил себя снотворным, чтоб хоть немного поспать. После его второго — уже при Хрущёве — снятия с должности от него отвернулись все его соратники. Когда его назначили командующим Свердловским военным округом — по сути, отправили в ссылку, — он ночевал в вагоне, боясь неожиданного ареста, и при нём был пулемёт. Основания ждать ареста были, при Сталине арестовали всех его секретарей, адъютантов, близких друзей, генерала Телегина, начальника штаба… Он не собирался становиться зэком, он бы отстреливался, спасая свою честь. И честь тех, кто с ним брал Берлин. Вот какого Жукова сыграть бы — а я медальный профиль изображаю… Сыграть бы преданного всеми маршала Жукова."
И мечта М.А.Ульянова исполнилась. Сняли таки в свободной россии в 2011 году сериал "Жуков". Только родные дочери Жукова не узнали в исполнении А. Балуева ни одной черточки своего отца,назвав фильм сборником анекдотов. " Алексей Пиманов в своем фильме некрасиво выставил не только самого Жукова, но и его семью,"- сказала Эра Георгиевна Жукова, - "С родственниками отца никто не консультировался, а все изложенные факты - не более чем вымысел, чуть ли не анекдоты. Назвать это историческим фильмом язык не поворачивается. Это совершенно другой человек, который ничем не похож на папу. Ни внешне, ни в манере поведения! К тому же многие факты в фильме преподносятся в другом свете. Были и обыски, которые я прекрасно помню, но не так, как это показано в сериале - самоубийства, пытки, водка... Да и вообще пьяный маршал на протяжении всех серий - так не бывает. "
На мой взгляд сериал просто позорный. Вместо осмысления противоречивого образа великого полководца авторы создали такую желтушную массу из слухов, сплетен и домыслов,что никакого Жукова на экране и не было.А был персонаж под наименованием "маршал Жуков", даже внешне на него не похожий, который должен был иллюстрировать всю эту мерзость.
Так что мечте М.А.Ульянова о достойном воплощении образа Жукова на экране еще предстоит воплотиться.Только вот возможно ли это ? Пока некому это сделать.
После роли Жукова у Ульянова в 70-80 годы было еще очень много выдающихся побед в кино. Своеобразная трилогия затрагивающая морально-этическую тематику - ""Тема", "Транзит", "Без свидетелей." Трилогия из"производственных" фильмов - "Обратная связь","Частная жизнь","Факты минувшего дня". Но это все еще проклятый тоталитаризм, при котором не было возможности для свободного творчества.
А вот и новое время.
"Сам я вятский уроженец",1992 г. Фильм режиссера В.Кольцова. Забытая очень смешная и грустная трагикомедия,созданная в безвременье, когда умное советское кино кончилось, а до россиского глянца и гламура еще 7-10 лет. И вот на этом излете и начале падения в пропасть отечественного кинематографа, и снимается замечательный, очень глубокий фильм с великолепными работами Лебедева,Гармаша, и,конечно же,Ульянова. Он играет сельского жителя Александра Ивановича,который решает бросить пить и начинает бороться за трезвый образ жизни в своем селе.Фильм невзможно пересказать, посмотрите его и получите огромное удовльствие Последняя выдающаяся работа великого актера. Его прощание с советским кинематографом.
Так что же же остается после такой жизни ?
"Что же остается после ТАКОЙ жизни ? Остается ТАКАЯ жизнь !" Эта цитата - последняя реплика Жозефины, обращенная к Наполеону в финале спектакля Малой Бронной в постановке Эфроса 85 года по пьесе Ф.Брукнера "Наполеон Первый", где Ульянов был приглашенной звездой, играл Наполеона,очень любил эту роль, а муза Эфроса - Ольга Яковлева Жозефину .К сожалению, спектакль не был снят на пленку или записан на радио и был сыгран всего 20 раз. Можно найти только вот этот маленький кусочек - это уже финал, отречение Наполеона.
Да остается ТАКАЯ жизнь. Такая жизнь и роли великого русского актера Михаила Ульянова в нашей памяти и в наших сердцах.
Из книги С. Маркова "Михаил Ульянов" : " В марте 2007 года, в ночь на Международный день театра, он ушёл. На рассвете его отпели в церкви. Отменили трансляцию рекламы в метро, читали стихи, посвящённые ему, говорили о нём. Через Арбат протянулась очередь пришедших проститься. И стоял на сцене Театра Вахтангова гроб с телом, и люди возлагали, возлагали, возлагали цветы. И когда вынесли гроб из театра, тысячи людей зааплодировали и сопровождали гроб с аплодисментами, с овациями, со слезами на глазах через весь Арбат, половина которого была залита солнцем, другая — в тени. И перекрыли Садовое кольцо. И отвезли на Новодевичье кладбище. И предали земле. С высшими воинскими почестями. Как маршала. Как солдата.
Великого русского Артиста.
Владыка Симон, архиепископ Брюссельский и Голландский, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца:
«Михаил Александрович Ульянов — великий русский актёр. Актёр, настолько любимый народом, что, думаю, обычное в церкви обвинение артистов в лицедействе как в одном из грехов не правомочно. Его лицедейство олицетворяло жертвенность и служение — идеалы, равно почитаемые в христианстве и других религиях. Мы все — из СССР, из советского времени, но идеи жертвенности и служения равно близки и христианству, и советской государственной идеологии. Посему героя, великолепно, возвышенно сыгранного Ульяновым в картине „Председатель“, можно в равной степени считать и христианским, и советским героем. А маршал Жуков — вообще отдельная тема! После образа, созданного Ульяновым, уже не имеет никакого значения, что будут говорить и писать о маршале в прессе. Это герой, это победитель, Победоносец! Воплощение идеала воинства христианского. Вся Россия будет преклоняться и любить его таким, каким создал Михаил Ульянов! В образе русского генерала Чарноты в кинофильме „Бег“ — страдания и боль России в эпоху страшных перемен. Роль сыграна Ульяновым пронзительно и очень точно. Я говорю это как человек, не одно десятилетие видящий их, тех людей, вынужденно оставивших Родину, их детей и внуков — они мои прихожане. Актёр в России больше, чем актёр. Упокой душу раба Божьего Михаила!»
Пишите комментарии.
Ставьте лайки.
Подписывайтесь на наш канал.