Найти тему
Свободная школа

Казусы из жизни репетитора. Слёзы, черепаха и бабушка со льдом

Дети по разным причинам отказываются учиться. Часто они перегружены и не выдерживают тот темп, который задают им родители. А родители ведь такие! Если они могут оплатить ребёнку много кружков и репетиторов, они обязательно это сделают! И ещё будут гордиться, как они хорошо заботятся о ребёнке! А бывает и так, что ребёнку навязывают неинтересные занятия, а он мечтает заниматься чем-то другим. Ещё бывает, что ребёнок просто физически слаб, болен, и ему надо больше отдыхать, чего, собственно, ему никто не даёт.

Мальчик Рома, с которым я занималась, не хотел заниматься по всем трём, а может даже, четырём причинам. Во-первых, у него болело сердце: стоял кардиостимулятор. Во-вторых, дополнительные занятия у него были каждый день. В третьих, в школу он ездил очень далеко, потому что родители считали, что это единственная приличная школа в городе. В-четвёртых, его родители были помешаны на математике: они заставляли Рому в школе ходить во все математические кружки, да ещё и меня вечером вызывали решать с ним задачи повышенной сложности.

Итак, Рома. Восемь лет. Ребёнок, который уже на грани и бьётся за свою свободу не на жизнь, а на смерть.

Не могу сказать, что все наши занятия проходили плохо. На некоторых занятиях всё было замечательно. Но случались и плохие дни.

Вот один из таких дней. Я прихожу. Бабушка ловит Рому и заталкивает в комнату, где мы должны заниматься. Как только она прекращает Рому держать, мальчик тут же убегает. Ловит снова. И так несколько раз. Один раз бабушка не выдержала и схватила его за волосы. Притащила, посадила. Он сидит и орёт, что голове больно. Рома плачет бесконечно, успокаиваться не собираться, а уж заниматься - и подавно. Видимо, основная причина слёз и крика - это не боль, а обида.

Бабушке становится стыдно. Она приносит из холодильника пластину со льдом и кладёт ему на голову. Рома успокаивается, мы начинаем заниматься. Бабушка так и стоит над Ромой и держит лёд у него на голове.

- Ну что, прошло? - спрашивает заботливо.

- Нет! - говорит Рома. - Мне всё ещё больно!

Бабушка с виноватым видом продолжает держать лёд. Роме, конечно, не больно, но ему хочется навязать бабушке чувство вины. Пусть стоит и думает о своём поступке! Так прошло почти всё занятие.

Я не любила ходить к Роме. Мы занимались во вторник, и у меня уже с утра в этот день было плохое настроение. Очень хотела отказаться от этих занятий, но деньги были нужны. Это был месяц май, новых учеников найти было трудно.

Прихожу к ним опять. Бабушка снова ловит Рому, заталкивает в комнату. На этот раз мальчик использовал другую тактику обороны. Он подошёл к окну и стал смотреть туда, не обращая на меня внимания. Он, мол, обиделся! На мои вопросы не отвечал, на меня не реагировал.

- Ты английский знаешь? - неожиданно спросила я. - Вот ты сморишь в окно. Сколько предметов за окном ты можешь назвать по-английски?

Он удивился, обернулся.

- А Вы разве знаете английский? - спросил он. - Вы же учитель математики!

- Английский все знают, - ответила я. - И математику тоже.

Он удивился.

- Ладно, сейчас будем учиться, - произнёс он. - Только можно, я сначала поговорю со своей черепашкой?

Из комнату, в которой мы находились, открывалась дверь в смежную комнату. И Рома там исчез на бесконечное количество времени. Пришлось звать бабушку. И опять мучительное извлечение ребёнка из комнаты и тяжёлая доставка его к письменному столу.

Наступало лето. У нас оставалось последнее занятие. Я решила провести занятие необычно: принесла с собой компьютерную игру, связанную с математикой. Весь урок мы провели за компьютером. Роме очень понравилось играть, но закончить игру мы не успели.

- Вы придёте в следующий раз? - спросил Рома.

- Нет, завтра наступит лето, - сказала я.

- Жалко! Теперь только осенью продолжим игру?

- Посмотрим.

Но осенью я к Роме не пришла, несмотря на долгие уговоры его мамы. Появились новые ученики, с которыми приятно было работать, и у меня больше не было необходимости заниматься с Ромой. Как говорится, "мы выбираем, нас выбирают".

Но вот я о чём думаю. Родителей могут привлечь к ответственности за жестокое обращение с ребёнком, если, например, родители его не кормят или издеваются. А можно ли привлечь родителей за то, что они ребёнка с больным сердцем (с кардиостимулятором) загоняли по занятиям? Ему лежать надо, ему нельзя нервничать. Они что, садисты, что ли? Устраивая истерики, маленький мальчик элементарно борется за свою жизнь!

Другие статьи из рубрики "Казусы из жизни репетитора":

Экстремальная ситуация

Моё первое занятие

Репетитор на выданье

Невероятные просьбы

Второй ребёнок

Шкаф с сюрпризом

"Здравствуйте, я ваш ужас!"

Очень строгая ученица

Ученик заболел, но Вы держитесь!

"Не прячьте ваши денежки по банкам и углам..."

Что хуже: опоздать или прийти раньше?

Репетитор вместо прогулки

Папа-домохозяин

Чем кормят репетиторов?

Царевна взаперти

Осторожно, двойняшки!

Вдруг погас свет...