В музейно-выставочном центре ГУ МЧС России по Амурской области есть множество интересных экспонатов, повествующих об истории пожарного дела в регионе. Познакомиться с самыми интересными из них можно прямо сейчас, не выходя из дома.
Пожарная колонка начала 20 века из торгового дома «Чурин и К»
Самый старый по году выпуска экспонат - водяная колонка выпуска начала 20 века фирмы Garvens. И сам экспонат очень интересен, и история его появления в музее, и история этой реликвии.
В один из дней 2012 года на центральный пульт пожарной связи г. Благовещенска поступило сообщение о загорании сарая в частном секторе. Пожарные выехали по указанному адресу и быстро потушили горевшее строение. В разговоре с хозяйкой дома выяснилось, что в этом сарае есть кое-что, представляющее интерес для истории. А спустя какое-то время Татьяна Гузь позвонила в музейно-выставочный центр с предложением передать для всеобщего обозрения семейную реликвию. Так музей и пополнился этим экспонатом.
Прадед Татьяны Алексей Моисеевич Лядов, родившийся в начале 19 века в Благовещенске, был достаточно смышленым молодым человеком, за время работы у одного из богатейших торговцев дальневосточного региона Ивана Чурина прошел путь от мальчика на побегушках до приказчика.
Эта колонка стояла в торговом доме купца Чурина. Именно из нее работники набирали воду для домовых нужд, в том числе для наполнения больших пожарных бочек, на случай непредвиденного возгорания.
Комната пожарного середины 20 века
В декабре 2018 года появился новый экспонат – жилая комната пожарного середины 20 века. В экспозиции собрано 40-45 предметов ушедшей эпохи. Например, диванчик, которому не менее 60 лет.
Практически в каждом доме тогда были круглые столы, диваны с высокой спинкой и круглыми подлокотниками. Пищу готовили на примусах или керогазах. Деревянная прялка, швейная машинка «Зингер» 1895 года выпуска, предмет особой гордости сотрудников музея, и раритетное зеркало дополняют интерьер комнаты.
Конно-бочечный ход
Конно-бочечный ход появился в музейно-выставочном центре в преддверии 370-летия образования пожарной охраны России. А работа над его созданием велась несколько месяцев. Первый этап - поиски фотографий, чертежей, исторических документов. Подходящую бочку и деревянные колеса в области найти не нашлось, и сотрудники сделали экспонат своими руками.
Пожарный мотоцикл «Урал-М 67-35»,
Жемчужина коллекции - пожарный мотоцикл «Урал М 67-35».
Мотоцикл произведен в Свердловской области с 1976 по 1984 годы. В подавляющем большинстве случаев эти мотоциклы эксплуатировались с коляской. Мотоцикл относится к классу тяжёлых мотоциклов, так как оснащён мощным двухцилиндровым четырёхтактным двигателем.
В 70-80 –е годы прошлого века в подразделениях пожарной охраны мотоциклы «Урал» были служебным транспортом. На них инспекторы государственного пожарного надзора области выезжали в населенные пункты для проверки противопожарного состояния объектов и жилого сектора, на место пожара для выяснения причин и обстоятельств возникновения возгорания. Постепенно мотоциклы заменили на служебные автомобили, как более эффективное транспортное средство: в климатических условиях нашего региона мотоциклы для передвижения можно было использовать всего несколько месяцев году.
В 21 веке мотоциклы вновь стали востребованы: в больших городах России из-за многочисленных транспортных пробок при возникновении пожаров тяжелой пожарной техники бывает сложно оперативно прибыть к месту вызова. И в пожарных формированиях появились пожарные мотоциклы, как более мобильный вид транспорта, способный оперативно прибыть к месту возгорания с небольшим набором противопожарного инструмента для тушения огня до прибытия основных сил и средств.
Пожарный мотоцикл с первых дней стал любимым экспонатом всех посетителей. Все без исключения, и взрослые, и дети любят на нем посидеть и обязательно сфотографироваться.
Характеристика мотоцикла «Урал- М67-36»:
Максимальная скорость 105 км/ч.
Двигатель двухцилиндровый, оппозитный, четырёхтактный. Рабочий объём 649 куб. см. Мощность двигателя 36 л. с. На «М67-36»
Объём топливного бака 19 л.
Расход топлива — около 8 л. на 100 км, бензин А-76.
Коробка передач четырёхступенчатая, сцепление двухдисковое, сухого типа.
Собственная масса мотоцикла 330 кг. Грузоподъёмность — 260 кг.
Электрооборудование — 12-вольтовое, однопроводное.
Подвеска: переднее колесо — телескопическая вилка;
заднее колесо — рычажная подвеска.
Тысячи детей и взрослых из разных уголков Дальнего Востока ежегодно посещают экскурсии выставочного комплекса. Были экскурсии и для гостей из КНР, которые проводились на китайском языке! Несколько лет подряд десятки экспонатов, связанных с пожарными и спасателями, на сутки переезжают в Амурский областной краеведческий музей для участия в акции «Ночь в музее».