В мире, где жизнь давно превратилась в череду хэппенингов и спектаклей, не просто интересно вспомнить художников, стоявших у истоков перформанса, но и поучиться у них дару превращать обыденные действия в представление. Особенно, если вы остались наедине с собой, бытом и четырьмя стенами квартиры. Не беда, что музеи временно закрыты, когда жизнь — искусство сама по себе. Повторяйте за Йозефом Бойсом и Энди Уорхолом, а с 27 марта включайте он-лайн курс Алексея Масляева «В исполнении: что такое искусство перформанса сегодня?», чтобы узнать больше и продолжать ежедневные практики.
Готовим как Марта Рослер
Канонический феминистский перформанс Марты Рослер «Семиотика кухни» 75-ого года построен на дадаистских заветах, принципах минимализма и пронизан неизбывной иронией. Не просто пародия на кулинарные шоу того периода, но насмешка над всеми общепринятыми стереотипами, которые воспринимаются как должное, пока не перестают быть таковыми.
Чему стоит поучиться: полной непроницаемости в нелепых обстоятельствах, умению называть вещи своими именами.
Заказываем фаст-фуд как Энди Уорхол
Легендарная, особенно в кругах рекламщиков (как и вся идеология уорхоловского искусства), история с тем, как любителю Макдоналдса принесли гамбургер из Бургер Кинга, что вылилось в агонизирующе долгое бессмысленное действо. То есть, абсолютно в ключе всей художественной концепции создателя «Фабрики».
Чему стоит поучиться: не воротить нос от предложенного фаст-фуда, всегда иметь дома запас кетчупа.
Избавляемся от хлама как Hi Red Center
Антиинституциональные хулиганы из группировки Hi Red Center (основанной Генпеем Акасегава, Нацуюки Наканиси и Дзиро Такамацу) в 60-е годы организовали целую волну хэппенингов по всему Токио. Они стремились внедрить перформансы в городскую инфраструктуру, боролись против тотальных коммерциализации и контроля и проповедовали искусство повседневности. Им удавалось, к примеру, выкрасить все сиденья унитазов Университета Waseda в красный или же, как в хэппенинге «Dropping event», сбросить содержимое чемодана, а затем и сам чемодан, с крыши здания Ikenobo Flower School. Выброшенные предметы включали книги, брюки, рубашки, туфли и прочие вещи, которым лучше вылететь в окно.
Чему стоит поучиться: искусству потерь, легкости восприятия.
Чистим мандарины как Луиз Буржуа
Не перформанс, но семейная байка от том, как отец Луиз развлекал домочадцев за обеденным столом, особенно интересная для тех, кто знает значение отцовской фигуры в творчестве художницы. Образ не препарирующей свои и чужие травмы художницы, но матери и бабушки на своей кухне, рассказывающей старую историю.
Чему стоит поучиться: ценности семейных традиций, творческому подходу к ежедневным ритуалам.
Рисуем на стенах как Ребекка Хорн
В своих перформансах немецкая художница часто «выцарапывала» выходы из помещений и из самой себя, работая с расширением пространств, доступных телу. Для этого ею создавались сложные и болезненные для глаз причудливые конструкции, такие как «Finger Gloves» или «Pencil mask», использованные в фильме «Performances II» 1973 года. Все они отражали, как много пространства занимает человеческая личность и ее сознание по сравнению с той малостью, какую предоставляет тело, в которое очень сложно втиснуться.
Чему стоит поучиться: составлению сложных конструкций из подручных предметов, целительному эффекту повторяющихся действий.
Прощаемся с прошлым как Софи Калле
Работа-терапия от экстравертивной француженки, работающей с людьми и их чувствами, а потому нарушающей чужие границы всеми возможными способами. Здесь, чтобы разобраться в смысле расставания, Калле отдает прощальное письмо любимого для подробного разбора своему творческому окружению. Как, на самом деле, поступают все - потому что сотни раз рассказанная история становится практически выдумкой и уже не болит.
Чему стоит поучиться: страдать с пользой для себя, заводить талантливых друзей, обсуждать непонятные вам вещи.
Смотрим новости как Йозеф Бойс
Известнейший теоретик и практик постмодернизма, пропагандировал идею «каждый человек - художник», лепил свое искусство из войлока и жира. В хэппенинге «Felt TV» отсек изображение от звука, а тот сам по себе стал совершенно лишенным смысла. Таким образом можно с двух сторон смотреть на этот жест. Либо в более жизнеутверждающем ключе, когда разрозненные части целого лишены смысла по отдельности, но обретают его при соединении. Либо иначе: что информация вводит в заблуждение своим обилием и количеством медиумов, тогда как, если расщепить ее на составные части, приходит осознание ее бессмысленности в любом формате.
Чему стоит поучиться: забивать на информационный шум, оставлять свои гаджеты в другой комнате.
Стрижемся как Ханна Вилке
Развивавшая в своем творчестве темы сексуальности и телесности американская художница Ханна Вилке стрижет классика поп-арта Класа Олденбурга. Забота и нежность здесь граничат с мерзостью, как любые личные отношения двоих живых людей из плоти и крови, если их выставить на всеобщее обозрение.
Чему стоит поучиться: справляться со всем самостоятельно, наводить красоту.
Уживаемся с партнером как Тейчин Сье
Легендарный художник, окончательно легитимизировавший бездействие как искусство. Свои перформансы с 1978 по 1986 он измерял годами, посвящал время избавлению от собственного эго и поискам способа мирного сосуществования с самим собой, а также с окружающим миром. Четвертая часть «Перфоманса длиной в год» называлась «Искусство/жизнь». Тейчин Сье провел 365 дней, будучи привязанным веревкой длиной 2 метра 40 сантиметров к бруклинской художнице Линде Монтано. И было это вовсе не про романтические взаимоотношения, а про неотъемлемое право на одиночество и важность охранения своей зоны комфорта.
Чему стоит поучиться: терпению и принятию, молчанию вдвоем, работе в команде.
Танцуем сами с собой как Брюс Маклин
Юморист и сатирик от искусства Брюс Маклин пропагандировал стиль как развлечение, а позу — как стиль (что, кстати, очень отражает дух современности). Вместе с саунд-художником и композитором Дэвидом Каннингэмом они создали клип, возможный только в 80е, из одной фиолетовой двери, одного Маклина в костюме и пары пластиковых корзин для белья. О каких-либо глобальны идеях тут говорить бессмысленно, но оторваться невозможно.
Чему стоит поучиться: чувству ритма, эффектно захлопывать дверь перед носом незваных гостей.