Найти тему
Суд?! Суд ... Суд!!!

Применение права в чрезвычайной ситуации. Почему раскупают бейсбольные биты.

Оглавление

Экономический кризис и пандемия коронавируса стремительно переводят мир в режим глобальной чрезвычайной ситуации (ЧС). Власти и государственные институты не успевают реагировать на изменения, поэтому издаваемые указы и распоряжения могут иметь достаточно неожиданные и малопредсказуемые последствия.

Вмешательство режима ЧС в гражданско-правовую сферу порождает существенные проблемы и ограничения в гражданском правоприменении. Гражданские законы обсуждаются, принимаются и совершенствуются годами. А вот выбить общество из налаженного гражданско-правового режима можно быстро и решительно. Если Covid-19 и падение экономики будут доминирующей темой ещё год или два, как предсказывают вирусологи и аналитики, восстанавливать гражданское общество придётся трудно и долго.

В режиме форс-мажора

Указ мэра Москвы признал эпидемию коронавируса обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор). То есть у фирм и компаний появилась возможность не выполнять свои обязательства по договорам и не нести ответственности за неисполнение обязательств.

Минтруд предложил ввести в Трудовой кодекс поправки, дающие правительству право определять срок уведомления о будущем увольнении по сокращению штатов или ликвидации организации в связи с эпидемией коронавируса. Правительство пока не согласно, оно считает, что поправки могут поставить под удар работников.

Целый ряд отраслей получит лицензионные льготы. Сырьевые, коммуникационные, энергетические, образовательные компании, а также производители алкоголя смогут продолжать работать, не переоформляя лицензии после истечения её срока.

Прекращаются проверки организаций, плановые, внеплановые, выездные, налоговые, таможенные.

Вводятся отсрочки по арендным платежам для компаний малого и среднего бизнеса, переводящих работников на удалёнку.

В связи с введением обязательного карантина для пожилых граждан временно отменяются долги по коммуналке (в Москве). Но обязательный «стариковский» карантин предполагается распространить в ближайшее время и на другие регионы России.

Кризис экономики в сочетании с распространяющейся пандемией делают форс-мажорный стиль управления неизбежным. Снятие ограничений даёт отечественному бизнесу шанс на выживание, но порождает много соблазнов. И юридическая противоречивость решений и указов уже бросается в глаза.

Некоторые магазины начинают отказываться работать с безналом, предпочитая вредные вирусные наличные бумажки. Ведь наличка позволяет эффективнее уходить от налогов, а проверок уже не будет. Соблазн забыть про законы о труде, списать на эпидемию долги и обязательства велик. Фирмы начинают удалять работников почём зря, ссылаясь на форс-мажор, и вот уже премьер-министр грозит проверками и прочими карами тем, кто задерживает зарплату и увольняет без причины. Но ведь проверки же отменяют, так почему бы не рискнуть? А уж перестать платить коммуналку, если разрешили не платить, и если нет ни денег, ни работы …

А судьи где?

Почему бы не рискнуть, если с 19 марта российские суды ушли на карантин и рассматривают только безотлагательные споры? Когда закончится судебный карантин – неизвестно, но когда он закончится, у судей будет очень-очень много дел, на рассмотрение которых уйдёт очень-очень много времени.

Режим ручного управления в условиях ЧС и практика гражданского правоприменения, работающая в обычной не форс-мажорной действительности, уживаются тяжело. И определённая часть российского общества реагирует на изменившиеся обстоятельства очень конкретно. В последние две недели резко выросли продажи патронов и бейсбольных бит.

-2