Этот индикатор позволяет измерить ток в проводнике (минусовой проводник, соединяющий аккумулятор автомобиля с его корпусом или проводник в силовой цепи переменного тока). Принципиальная электрическая схема представлена на рис.1. Проводник включен в резистивный мост R1 – R5, что позволяет снимать с моста разнополярные сигналы и усиливать их ОУ с однополярным питанием [1]. Для измерения переменного тока используется этот же проводник. На ОУ DA1 выполнен логарифмический усилитель напряжения, позволяет измерять ток потребляемый стартером автомобиля во время пуска или пусковой ток асинхронного электродвигателя. Недостатком индикатора по схеме [1] , является использование в качестве регистрирующего прибора, имеющего шкалу с нулем посредине (они довольно дефицитны и мало распространены) и невозможность измерения переменного тока. Питается индикатор оп параметрического стабилизатора на стабилитронах VD5,VD6. Если индикатор использовать на автомобиле, то нижний вывод резистора R3 подключается к минусовому выводу аккумуляторной батареи. Для градуировки индикатора сначала подают питание 12В и помощью резистора R2 устанавливают нулевые показания на приборе РА1. Затем берем резистор с сопротивлением 2,4Ом и соединяем его с корпусом автомобиля и подстроечным резистором R7 устанавливаем стрелку прибора РА1 на значение 5А. На шкале прибора от точки 5А отмечаем равномерно точки 50А, 500А, 5000А. Проверять градуировку при токах 50А, 500А, 5000А нет необходимости. Это вытекает из логарифмической характеристики Рис.2. Логарифм 10 равен 1, логарифм 100 равен 2, логарифм1000 равен 3 и т.д. Если использовать индикатор для переменного тока, то необходимо взять кусок провода с сечением соответствующим предполагаемую току, протекающего через нагрузку и провести градуировку аналогичному для постоянного тока. В качестве регистрирующего прибора используется линейный выпрямительный мост [2], плечи которого образованы участками коллектор - эмиттер четырех транзисторов, получающих напряжение смещения от источника сигнала. Входное (измеряемое) напряжение подают на эмиттеры транзисторов VT1 – VT4 (одна диагональ моста), пропорциональный ему ток измеряют микроамперметром РА1, включенным между коллекторами (другая диагональ моста). Абсолютная величина потерь в выпрямителе при входном напряжении выше 0,1В практически не зависит от уровня и равна 40мВ для нагрузки 20кОм и предела измерения 0,1 -1В. Таким образом, шкала линейна в этих пределах. Использование этого выпрямителя устраняет недостаток устройства по схеме [1] а, также позволяет измерять индикатором и переменный ток, что расширяет возможности его использования. Измерительная головка на 100мкА.
1. Машкинов Л. Индикатор тока аккумуляторной батареи.
Радио №4 1989г., с.55.
2. Овсиенко А.К., Качан Ю. Г., Коваленко М. А.
Линейный выпрямитель малых сигналов. –
Измерительная техника, 1975г., №6, с. 48.