Найти тему

Лексикон любви. Что такое любовь?

Parole, parole. Ален Делон и Далида
Parole, parole. Ален Делон и Далида

Итак, следуя примеру великих умов, мы выбираем путь размышлений о любви в надежде обрести осознанную и желанную любовь. Но прежде, чем отправиться в дорогу, проверим снаряжение. Поскольку мысль оперирует словами, то давайте посмотрим на соответствие и исправность используемого нами инструмента применительно к познанию любви. Со словами любви — ее лексиконом — все не так уж просто.

Например:

Как же мне решиться, рассказать о ней. Я хожу не смею, волю дать словам. Милый мой хороший, догадайся сам. (Ой цветет калина)

Ты говоришь мне о любви, но разговор напрасно начат. Слова я слушаю твои, но ничего они не значат. (Л. Дербенев, Э. Колмановский. "Три дня в Москве")

Драматизм в этих широко известных песнях о любви связан как раз со словами любви: их отсутствием или их бессмыслицей.

Не претендуя на исчерпывающую классификацию, можно выделить следующие области языка любви: поэзия, различные жанры литературной прозы, психология, философия, метафизика, а также народная мудрость в виде пословиц и поговорок, или стилизованные под поговорки афоризмы.

Отдельно стоит непристойная (юродивая) лексика. Она, кстати, свидетельствует о существовании в нашем внутреннем сокровенном ощущения нижней границы любви. Секс, несомненно, входит в любовь, но только в формах, изолированных от непристойной лексики.

Несложно заметить, что в зависимости от того какой язык мы выбираем, задается уровень, объем и даже смысловое поле размышлений (дискурса) о любви.

Пословицы и поговорки

Какие-то любимые или иным образом засевшие в голове поговорки о любви есть у каждого из нас.

Например:

Любовь — кольцо, а в кольце нет конца.

Любовь и попа плясать научит.

В любви женщинам известно всё, чего они не учили.

Любовь — что стекло: разобьется — не срастется.

Любовь — спектакль, где антракты немаловажнее, чем акты.

Мы принимаем, или отвергаем эти искрометные афоризмы, но в любом случае они влияют на наше представление о любви.

Поэзия

Поэтический язык занимает особое место в любви. Он наиболее близок ей. Позволяет своими чудесными приемами передавать богатое разнообразие этого чувства. Поэзия вооружает нас метафорами. А наше сознание устроено так, что образы метафор в своем переносном значении быстрее и объемнее доносят созвучные нам любовные переживания.

Например:

Одно из филигранных стихотворений Владимира Набокова.

В хрустальный шар заключены мы были,

и мимо звезд летели мы с тобой,

стремительно, безмолвно мы скользили

из блеска в блеск блаженно-голубой.

И не было ни прошлого, ни цели,

нас вечности восторг соединил,

по небесам, обнявшись, мы летели,

ослеплены улыбками светил.

Но чей-то вздох разбил наш шар хрустальный,

остановил наш огненный порыв,

и поцелуй прервал наш безначальный,

и в пленный мир нас бросил, разлучив.

И на земле мы многое забыли:

лишь изредка воспомнится во сне

и трепет наш, и трепет звездной пыли,

и чудный гул, дрожавший в вышине.

Хоть мы грустим и радуемся розно,

твое лицо, средь всех прекрасных лиц,

могу узнать по этой пыли звездной,

оставшейся на кончиках ресниц...

Проза – любовные истории

Что касается любовной прозы, то у нее трудная задача выбирать между сухими или влажными словами о любви, как заметил психолог Эрик Берн. В плане размышлений о любви множество произведений художественной, да и научно-популярной литературы, относятся к жанру любовных историй. В юности мы с упоением погружаемся в драматические судьбы героев, сопереживаем их трепетным чувствам и порой откладываем в своем сознании взволновавшие нас образы. В зрелом возрасте мы можем уже с сочувствующим пониманием, но с неизменным увлечением следить за перипетиями любовных судеб. Талантливые любовные истории могут дать богатую пищу для ума, но, как правило, оставляют в нас лишь туманный исчезающий след.

Философия

На языке философии мы обращаемся к исходным, базовым понятиям любви, обобщающим ее существенные свойства. Так, древние греки, рассуждая о любви, использовали следующие понятия: Agape — жертвенная любовь, Eros —страстная любовь, Ludus — любовь-игра, Mania — любовь как одержимость, Philia —любовь-дружба, Pragma — рациональная любовь как взаимные услуги, Storge — любовь как семейная привязанность, Xenia — любовь как щедрость и гостеприимство. В философии любви нередко можно встретить обоснование любви как углубленное рассмотрение одной из ее сторон. Оригинальные же теории любви можно пересчитать по пальцам.

Метафизика любви

В этой области нашего мышления, мы стремимся обнаружить то, что предшествует земному проявлению любви, является ее трансцендентным началом, причиной и конечной целью. Для этого прибегают к особым интеллектуальным построениям. В древности любовь представляли в образе мифологических существ — Афродиты и Эрота (в Древнем Риме – Венеры и Амура/Купидона).

Например:

Миф об Эроте и Психеи. Душа (по гречески - психѐ) представлена образом Психеи. Следовательно этот миф — иносказание о пути человеческой души в любви. Обратим внимание, что в мифе любопытство Психеи дважды приводит к почти губительным последствиям. Желая увидеть своего таинственного возлюбленного, она обжигает Эрота маслом из светильника и тот улетает на Олимп. Затем, исполняя задание Афродиты, она, получив в царстве мертвых от Персефоны (богиня плодородия) коробочку с чудесными средствами красоты, открывает ее и впадает в сон.

Эти эпизоды можно рассматривать как предостережение от опасностей, подстерегающих тех, кто стремится проникнуть в сокровенные тайны любви, т. е. нас с вами. Однако риски не являются фатальными – Зевс дарует Психее бессмертие. Примем это к сведению и продолжим нашу подготовку к путешествию по пространствам любви.

Психология

Язык науки является данью уважения особому складу современного ума, который не может обойтись без научных подтверждений тех или иных соображений на основе лабораторных опытов и результатов натурных экспериментов. Области психологических исследований любви обширны и разнообразны: от наблюдений за выражениями лиц, замеров физиологических реакций влюбленных и масштабных опросов мужчин и женщин об их интимной жизни до анализа гормонов любви и сканирования мозга подопытных в разных состояниях отношений любви. Вместе с тем вряд ли можно говорить о каких-то новых открытиях, совершенных в психологии, этологии, социальной психологии и других научных дисциплинах, обратившихся к изучению любви, — ведь любовь стара как мир, и многое уже было сказано.

Достижения наук сводятся пока главным образом к тому, что дают нам возможность поговорить о любви более современным и стерильным языком в надежде понять и яснее сформулировать давно известные немногим избранным сокровенные таинства любви.

При этом следует учитывать, что в современной психологии можно обнаружить довольно большое разнообразие подходов к определению фундаментальных основ и, соответственно, теорий любви.

Например:

Приведем несколько определений любви в психологии.

Любовь – это высшая эмоция.

Любовь – это сильное желание отношений с единственным определенным партнером.

Любовь – это интенсивное чувство, связанное с сексуальным возбуждением, стремление быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого.

Трудности академического определения любви связаны с рядом обстоятельств:

1. Любовь на протяжении своего жизненного цикла претерпевает трансформацию своих состояний. Например, влюбленность и зрелая любовь.

2. Любовь распределена между двумя влюбленными и зависит от степени взаимности.

3. Любовь охватывает разные уровни и структуры человеческой психики.

4. Проявления любви совпадают с симптомами психических расстройств.

В этой связи канадская писательница Маргарет Этвуд остроумно заметила, что «у эскимосов — 52 слова обозначающих снег, поскольку это важно для них. Следовало бы иметь не меньшее количество слов, обозначающих любовь».

Подводя итог нашему знакомству с языками любви, можно заключить, что, отправляясь в путешествие по пространствам любви, следует быть готовым к разговорам о ней на разных языках. Научные понятия психологии любви зачастую проистекают из философских представлений и упираются в метафизические прозрения. Литературные образы любви выражаются как языком бытовой или изысканной прозы, так и чеканными формулами поэтических вдохновений. Поэзия, в свою очередь, нередко возвышается до философских обобщений.

Пожалуй, только настроив себя на всю многообразную языковую палитру, можно подготовиться к прохождению извилистых маршрутов осознанной любви.