30 подписчиков

О фильмах Стэнли Кубрика, разбираем его фильмографию

321 прочитал

Я решил запустить новую рубрику "О фильмах", в которой я буду рассказывать о фильмах тех или иных режиссёров разных лет. Идея пришла после того, что я раньше любил устраивать марафоны по известным режиссёрам и за несколько дней/неделю просматривать все их фильмы.

Несколько лет назад одним из таких режиссёров стал Кубрик, чьи фильмы меня поразили так, что он вмиг стал одним из моих любимцев. В этой статье я напишу о начале его карьеры и его работах. Какие фильмы стоит посмотреть в первую очередь и кому стоит это делать, а что можно и пропустить.

 Я решил запустить новую рубрику "О фильмах", в которой я буду рассказывать о фильмах тех или иных режиссёров разных лет.

Стэнли Кубрик родился в 1928-м году в Нью-Йорке, на Манхэттене и прожил до весны 1999-го, когда он завершал съёмки своего последнего фильма, финальную версию которого он так и не увидел. Изначально, Кубрик работал фотографом для журнала "Look" и подрабатывал игрой в шахматы в различных клубах, шахматы кстати он очень сильно любил с раннего детства, а играть в них научил его отец. Режиссёрскую карьеру он начал по совету своего друга в 1951-м, начинал он как и многие с короткометражных фильмов. Сняв три короткометражки, он загорелся желанием снять полнометражное кино и уже в 1953-м году оно увидело свет.

Кадр из фильма "Страх и вожделение" 1953 г.
Кадр из фильма "Страх и вожделение" 1953 г.

Первым его фильмом стала анти-военная драма "Страх и Вождение", по правде говоря, сейчас этот фильм смотреться плохо и интересен в первую очередь как "исторический кино-артефакт", нежели как фильм, но даже в нём уже наблюдались проблески будущего стиля автора, а именно любовь к панорамному развороту, нагнетающей музыке и крупным планам лиц.
Смотреть это кино, я советовать не буду, только если из "исторического" интереса, дабы проследить начало пути столь великого режиссёра, но не более.

Кадр из фильма "Убийство" 1956 год.
Кадр из фильма "Убийство" 1956 год.

Следом в 1955-м и 1956-м годах вышли еще два ч/б фильма, а именно "Поцелуй убийцы" и "Убийство", оба фильма стали значительно лучше его первой работы и уже стали больше походить на качественное кино, нежели чем на пробу пера. Про первый фильм сказать особо нечего, его можно глянуть, но до будущих работ ему всё еще очень далеко, да и запоминается после просмотра разве что одна сцена с зеркалом, а вот с "The Killing" дела обстоят гораздо лучше. Это уже вполне себе хорошее кино, всё еще не шедевр, но уже отличный представитель жанра нуар. Многие издания активно отмечают этот фильм в топах лучших нуар-фильмов всех времён, а сам сюжет фильма крутится вокруг ограбления ипподрома.

Смотреть "Поцелуй убийцы" не рекомендую, опять же, только если ради изучения раннего творчества, а вот "Убийство" стоит посмотреть, особенно если вы любитель старых нуаров.

Кадр из фильма "Тропы Славы" 1957 г.
Кадр из фильма "Тропы Славы" 1957 г.

А вот и пришло время для первого шедевра. Анти-военная драма "Тропы славы" с Кирком Дугласом в главной роли. Шикарный фильм, рассказывающий историю трёх человек, которые в ходе заведомо провальной операции остались в живых и были приговорены к расстрелу за трусость и лишь один полковник Декс (персонаж Кирка Дугласа) пытался их оправдать. Очень сильное кино с шикарной концовкой, к тому же идёт всего полтора часа.

К просмотру "Тропы Славы" рекомендую всем любителям сильных анти-военных драм.

Кадр из фильма "Спартак" 1960 г.
Кадр из фильма "Спартак" 1960 г.

И вновь прекрасный Кирк Дуглас на главной роли, и вновь шедевр. "Спартак" это один из главных фильмов в жанре "пеплум", очень объёмный, масштабный, влиятельный и просто зрелищный фильм. Огромное количество массовки во время съёмок составляла просто безумные цифры для своего времени, к тому же первый ныне цветной фильм Кубрика. Однозначно, это один из моих любимых фильмов в жанре и просто гениальное кино.

Хотя бы раз посмотреть "Спартак" стоит каждому, в особенности любителям жанра

Кадр из фильма "Лолита" 1962 г.
Кадр из фильма "Лолита" 1962 г.

"Лолита" - экранизация романа Владимира Набокова, в которой сам Набоков выступил сценаристом и советником на съёмках. Хоть этот фильм уступает по мощности двум прошлым, это всё еще хорошее кино и уж точно, лучшая экранизация данного романа из тех, что были сняты.
Но проблемой для фильма стала цензура, именно из-за неё пришлось урезать многие вещи и сделать фильм гораздо проще, нежели книгу.

"Лолита" - это неплохое кино и его можно посмотреть, но если вы читали книгу, то можете и пропустить, все равно книжный оригинал переплюнуть не вышло.

Кадр из фильма "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" 1963 г
Кадр из фильма "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" 1963 г

"Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" - Это сатиристическая комедия на тему холодной войны повествует о том, как поехавший генерал Джек Риппер решает отправить эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием на СССР, на что те тоже решают воспользоваться ядерным вооружением в ответ. Хорошая, смешная сатира о ядерной угрозе, которая показывает всю бессмысленность ядерных войн. Отдельно стоит отметить очень комичного нацистского ученого Доктора Стрейнджлава.

Рекомендую "Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" в первую очередь тем, кому интересна тематика холодной войны, но и для остальных это будет веселой "комедией" на полтора часа.

Кадр из фильма "Космическая одиссея 2001" 1968 г.
Кадр из фильма "Космическая одиссея 2001" 1968 г.

"Космическая одиссея 2001" - Это технический прорыв Кубрика, невероятно красивое полотно, которое по всем параметрам на десятки лет обошло своё время. Даже трудно сказать, как у них с Артуром Кларком получилось так подробно показать космос и космические станции в 68-м году с использованием технологий, которые появились лишь спустя десятки лет. Что уж говорить, если после этого фильма в США появилась теория о том, что высадку Армстронга на луну снял Кубрик. Смешно, но это подтверждает мои слова о правдоподобности картины. Да, фильм тяжёлый для первого просмотра, особенно для неподготовленного зрителя. Он очень медленный, местами до безумия, но при этом же он поражает своим видом и глубиной. У фильма просто неисчерпаемое количество трактовок и шикарная музыка. По мнению многих изданий является главным фантастическим фильмом всех времен.

Рекомендую "Космическую одиссею 2001" в первую очередь людям, которые интересуются кинематографом, это не кино на вечер под пиво, это именно 'произведение искусства", сложное и тяжёлое для восприятия, но при этом такое прекрасное.

Кадр из фильма "Заводной апельсин" 1971 г.
Кадр из фильма "Заводной апельсин" 1971 г.

Экранизация романа Энтони Бёрджесса, стала самым эксцентричным фильмом в карьере Кубрика. К 'Заводному апельсину" можно относиться по разному, но это очень важное и культовое кино. История об главаре банды любителей молока и ультра насилия, Алексе и попытках перевоспитать его в доброго, хорошего человека не самыми гуманными способами. Много сцен насилия и гипертрофированного секса, кино явно не для детей. Фильм разобран на цитаты и даже сейчас спустя годы, сложно назвать хоть что-то похожее на это кино.

Рекомендую "Заводной апельсин" тем, кто готов к жесткому и необычному фильму, где идейность граничит с "кринжем".

Кадр из фильма "Барри Линдон" 1975 г.
Кадр из фильма "Барри Линдон" 1975 г.

Масштабное историческое кино повествующее весь жизненный путь Редмонда Барри, которому рано пришлось покинуть родной дом, убив на дуэли офицера британской армии, пусть сюжет вымышленный, но разве это имеет значение. Интересная история, шикарные костюмы и визуал, хорошая актёрская игра и постоянная смена темпа повествования. Всё это делает "Барри Линдон' одним из лучших фильмов в жанре исторических-костюмных эпопей. Сейчас в нашей стране мало кто помнит этот фильм, а зря. В своё время фильм был очень обласкан и ухватил аж 4 премии оскар.

Рекомендую "Барри Линдон' всем, кому интересен жанр исторических фильмов.

Кадр из фильма 'Сияние" 1980 г.
Кадр из фильма 'Сияние" 1980 г.

Один из самых известных фильмов Кубрика в массах, скандальная экранизация Стивена Кинга, которая ему совершенно не понравилось. Но должно ли мнение автора книги влиять на простых зрителей? Я думаю нет. Пусть "Сияние" Кубрика очень вольно обращается с первоисточником и практически переписывает его, но то как он это делает, разве это не прекрасно? Шикарные кадры, невероятная атмосфера, нагнетающая музыка, наличие симметрии, крупных планов и плавные развороты камеры. Это все в купе с одной из самых мощных ролей Джека Николсана за всю его карьеру. Сейчас номинация этого фильма на золотую малину за режиссуру выглядит какой-та шуткой, а ведь действительно был шанс, что кубрик заберёт себе эту позорную награду. Благо, дальше номинации дело не пошло, а сейчас фильм является заслуженной классикой.

Рекомендую "Сияние' всем, если вы вдруг пропустили это кино, как говорится - "Это классика, это надо знать".

Кадр из фильма "Цельнометаллическая оболочка" 1987 г.
Кадр из фильма "Цельнометаллическая оболочка" 1987 г.

Скорее всего, вы уже слышали о "Цельнометаллической оболочки". Хит VHS и один из самых популярных фильмов в переводе Гоблина. Как можно заметить, Кубрик любит снимать анти-военное кино, его военные фильмы не о бравых солдатах и их подвигах, его фильмы об обратной стороне этой медали. О людях, которые имеют свои слабости и страхи, тут нет места патриотизму, чести и отваги. Сильное кино с шикарными диалогами, первая половина фильма, происходящая в армейской части это возможно лучшее кино на тему дедовщины в армии, которое столь аккуратно и правильно, пусть и с долей юмора, поднимает эту тему.

Разве мне нужно рекомендовать этот фильм? Если вы вдруг еще не смотрели "Цельнометаллическую оболочку", то бегом к просмотру.

Кадр из фильма "С широко закрытыми глазами" 1999 г.
Кадр из фильма "С широко закрытыми глазами" 1999 г.

А вот и перейдём к грустному, последний фильм мастера. Точно нельзя сказать, успел ли Кубрик доснять "С широко закрытыми глазами", т.к. умер под завершение съёмок и как я писал выше, финальную версию фильма он так и не увидел. Кто знает, возможно он бы захотел в нём что-то изменить. Говоря о самом фильме, он любопытный, но в нём достаточно спорных решений. Сюжет пробует рассуждать об изменах и что же является этой самой изменой? Физический контакт? Чувства? А может ли быть измена-мысленной? Отметить хочется блестящую игру Тома Круза и Николь Кидман, они хороши и именно на них и держится это кино.

Просмотр на свой страх и риск, фильм далеко не для всех, даже трудно сказать для кого он был снят.

Подводя Итог:

Жаль, что он не успел воплотить все свои идеи, среди которых были очень любопытные проекты.

Например, фильм о "Наполеоне" информацию о котором он собирал почти 30 лет, но всё не мог найти студию, которая готова дать достаточный бюджет для съёмок столь крупной исторической эпопеи.

Так же стоит отметить фильм 'Искусственный разум", работу над сценарием которого не успел завершить сам, но за него это сделал Стивен Спилберг и выпустил этот фильм, посвятив его памяти Кубрика.