Иллюстрации Светы Овчинниковой
Иллюстрации Светы Овчинниковой
Тру-крайм (англ. true crime — документально-криминальный жанр) — истории в детективном жанре, рассказывающие о преступлениях и их расследовании. В формате подкастов такие истории популярны в США, в России пока встречаются только единичные примеры. Мы поговорили с авторами «Трассы 161» Таисией Бекбулатовой и Алексеем Пономарёвым о том, почему для подкаста необходимы эмоции, как собирать аудиоматериалы и можно ли монетизировать истории о преступлениях.
Как появилась идея подкаста
Таисия Бекбулатова: Я узнала об истории хакасского маньяка в апреле 2019 года на региональном новостном сайте. Меня зацепил сюжет, и я решила написать текст. Потом рассказала об этом Лёше, и он предложил сделать многосерийный тру-крайм-подкаст. Уверенности, что у нас все получится, не было, но решили попробовать. В итоге мы опубликовали текстовый материал одновременно с первым выпуском.
Алексей Пономарёв: В этой истории яркие и характерные герои, и я подумал, что было бы здорово услышать, как они сами рассказывают о случившемся. Это воздействует на эмоции более мощно, чем текстовые цитаты. Чего только стоит рассказ отца погибшей девушки, который начал собственное расследование!
Т. Б.: К своему стыду, до того как нам пришла в голову идея делать свой подкаст, я не была знакома с таким форматом. Уже во время работы над «Трассой 161» послушала Serial и In the dark [известные американские тру-крайм-подкасты — прим. ред.]. Было любопытно, но придумать, как будет устроена «Трасса», это не помогло. Думаю, в случае с жанром тру-крайм готовых решений не существует и каждый раз нужно отталкиваться от самой истории. Тем не менее, слушатели сравнивали «Трассу-161» с Serial и телесериалами, в основном с «Настоящим детективом».
Как собирали материал
А. П.: В командировке Тая записывала много аудио на профессиональный рекордер. Это интервью с героями и фоновые шумы: шаги, звуки машин, тиканье часов — все, что могло нам пригодиться. Позже приехал я, и мы записали фоновые звуки в местах, которые были связаны с историей. Можно было, конечно, обойтись звуками из аудиобиблиотек, но мы делали документальный подкаст, поэтому заморочились над аутентичностью. Допустим, если у нас не было звука сирены скорой помощи, я находил на Ютубе видео скорой из Абакана и включал в подкаст именно этот звук. Мы вставили и некоторые звуки из аудиобиблиотек, но их получилось очень мало.
Затем я сочинил музыку [Алексей Пономарёв — экс-фронтмен инди-группы «Пони» и автор хип-хоп-проекта Joker James — прим. ред.]. Именно она добавляет истории саспенса. Это было необходимо, потому что сюжет мы подаем в целом очень нейтрально.
Т. Б.: Я думаю, подкаст состоялся именно из-за музыки. Как только Лёша сочинил первую тему, мы в качестве теста наложили на нее несколько минут речи героя и поняли, что все работает. Этот первый кусок практически без изменений вошел в итоговую запись.
Как сделать из аудиозаписей цельную историю
Т. Б.: Записей было очень много. Я их переслушала и подписала героя, дату, место каждой записи. Затем раскидала по папкам записи, относящиеся к разным эпизодам этой истории. Так у нас сложилась структура. Мы разделили сюжет на пять частей по героям: первый выпуск о выживших жертвах, потом история отца одной из жертв и так далее.
Фактуры получилось много, и было важно не перегрузить слушателя. В итоге первый выпуск длится около 40 минут, остальные — примерно по полчаса. Решение о хронометраже было продиктовано логикой рассказа. Мы никогда не пренебрегали цельностью истории ради удобной продолжительности.
А. П.: Ради комфорта слушателей мы чистили речь героев, убирая паузы, междометия, посторонние звуки. Кроме того, из соображений безопасности мы изменили голоса нескольким персонажам.
Т. Б.: Каждый выпуск занимал примерно неделю работы. Но, так как мы занимались подкастом в свободное от основной работы время, иногда не укладывались в этот срок. Лёша сделал всю техническую часть (для монтажа он использовал программу Reaper), взял на себя саунд-дизайн, был ведущим. Я выступила в качестве журналиста и редактора.
О важности живого рассказа
А. П.: Кроме речи героев, в записи есть мой голос и Таисии. Мы поделили роли привычным для нас образом: я интервьюер, Тая — свидетель событий (примерно так мы выступали в подкасте «Медузы» «Текст недели»). Нам было проще рассказывать эту историю с помощью интервью, которое мы записывали для каждого выпуска.
Т. Б.: Позиция журналиста в тексте и в аудио несколько отличается. Пишу я сдержанно и без оценок, но в подкасте могу выразить свое отношение. Это нормально: для аудио нужен живой рассказ, а не материал в духе «Википедии». Слушателю нужно показать эмоциональную вовлеченность в историю, а в этом случае субъективные оценки неизбежны. В подкасте я сознательно ушла от роли беспристрастного журналиста и выступила свидетелем событий.
Статистика
Т. Б.: «Трасса 161» размещена на хостинге Libsyn [специальная платформа для подкастеров — прим. ред.]. Он показывает статистику — 63 тысячи скачиваний. Свою статистику присылает Яндекс.Музыка, там около 55 тысяч прослушиваний. Еще тысяч пять на SoundCloud и других платформах.
А. П.: Из метрики Apple podcasts мы видим, что у «Трассы 161» высокий процент дослушиваний — 80–90. Меньше только у первого выпуска: на нем уходят те, кому такой формат не нравится, а остальные подсаживаются и слушают до конца.
Бюджет и пути монетизации
Т. Б.: Больше всего денег ушло на билеты и проживание в Абакане — 70 тысяч рублей. Их мы оплатили сами.
А. П.: Почти все подводки я начитал дома, в студии мы записали только наши базовые интервью (аренда студии — 1500 рублей в час).
Т. Б.: Сами мы, естественно, работали бесплатно, так как это наш собственный проект, а найти спонсора для «Трассы 161» цели не было. Казалось, что будет странно упоминать какой-то бренд в контексте такой истории. Но, например, зарубежные тру-крайм-подкасты умеют зарабатывать и активно привлекают спонсоров. Просто, учитывая тему, нужно быть более аккуратным с выбором брендов. Если мы еще будем делать такие подкасты, то подумаем и о монетизации.
«Холод» — независимое издание с «захватывающими историями со всей России», которое в августе 2019 года запустила журналист Таисия Бекбулатова (работала в «Коммерсанте» и «Медузе»). «Трасса 161» — первый подкаст издания, посвященный преступлениям серийного маньяка из Абакана Дмитрия Лебедева. Таисия записала «Трассу 161» в соавторстве с Алексеем Пономарёвым (работал в lenta.ru, Republic и «Медузе», сейчас делает подкасты в «Арзамасе»).
Подготовил Алмаз Загрутдинов
Читайте также:
✅ Гриша Пророков: «Доходов от подкаста мне хватает на аренду „однушки“ и жизнь в Москве»
✅ В модном формате. Зачем слушать (и записывать) подкасты
подкасты
журналистика
яндексдирект
яндекс.дзен
расследование
68 нравится
Настоящий детектив. Что такое тру-крайм-подкаст и как его сделать2 марта1 тыс. 1,5 мин. 2,6 тыс. просмотров. Уникальные посетите
24 марта 202024 мар 2020
5 мин