Найти тему
aeru

Три белых канарейки, или "Частная жизнь Шерлока Холмса"

Билли Уйалдер - создатель множества знаменитых фильмов, таких как Потерянный уикэнд (1946), Бульвар Сансет (1950), Сабрина (1954), В джазе только девушки (1959), Квартира (1960) - и это только самые известные.
Всего их более 60, и шесть Оскаров - подтверждение успеха.

Но его фильм 1970 года о Шерлоке Холмсе - история, которая гораздо менее известна.

кадр из фильма
кадр из фильма

Сюжет придуман режиссером в соавторстве со сценаристом И.А.Л. Даймондом. Это довольно занимательный фильм с комедийными эпизодами. В его основе - расследование, в процессе которого Шерлок увлекся женщиной - из тех, которыми всегда восхищался, и с которыми связать судьбу ему не дано.

Частная жизнь Шерлока Холмса
The Private Life of Sherlock Holmes (1970, режиссер Билли Уайлдер)

кадр из фильма
кадр из фильма

В начале фильма нам показывают коробку с вещами Холмса - охотницкая шляпа, лупа, наpyчники... Закадровый голос от имени Ватсона объясняет, что если мы видим это, значит, Холмса нет уже 50 лет.

Значит, можно приоткрыть те секретные эпизоды, о которых верный летописец ранее умолчал, как о слишком личных.

кадр из фильма. Роберт Стивенс и Колин Блэйкли
кадр из фильма. Роберт Стивенс и Колин Блэйкли

Холмсу анонимно присылают билеты на русский балет. Вместе с Ватсоном, заранее скучая, они идут на "Лебединое озеро". Когда в ложе Холмс, зевая, лениво обсуждает щикoлoтки солистки, к ним заглядывает директор и приглашает на банкет по окончании спектакля.

Оставив Ватсона плясать русский танец с балеринами, Холмс и Рогожин удаляются в гримерку к приме. Оказывается, Холмс по всем критериям подошел на роль отца для ребенка балерины.

кадр из фильма. Тамара Туманова
кадр из фильма. Тамара Туманова

Не зная, куда деваться, Шерлок намекает, что он уже пять лет счастлив с Ватсоном. Что, опять, как Чайковский!? - в гневе кричит балерина, Холмс выходит, а директор шепчет на ушко одной из балерин скандальную новость.
И мы видим совсем не толерантную, но довольно смешную сцену, как вокруг Ватсона, внедряясь в кордебалет, группируются балетные принцы, вытесняя девушек.

русский танец Ватсона. кадр из фильма
русский танец Ватсона. кадр из фильма

Фильм снят в 1970 году. Одни зaпpeты уже кончились, другие еще не начались. В нем можно обсуждать вещecтва, которыми злoyпотребляет Холмс, opиентацию, перечисляя известных представителей -  все что угодно. Можно снимать неoдeтую даму (правда, достаточно корректно). Можно обыгрывать параметры кapликов. Можно не включать темнокожих актеров.

-6

Далее как-то вечером на Бейкер-стрит врывается кэбмен, уверяя, что Холмс ему должен. За что? А за то, что он выловил в Темзе полуживую даму, а при ней, кроме адреса Холмса, ничего не было. Дама в таком состоянии, что что-либо выяснять бесполезно. Ее согревают и укладывают спать, а наутро она, спотыкаясь и не одевшись, принимает Холмса за своего мужа.

Постепенно выясняется, что она из Бельгии, а ее муж Эмиль Валладон в Лондоне на заработках. Он инженер, и он перестал отвечать на ее письма. Все, что есть при ней - багажная квитанция, и чемодан привозят на квартиру. А дальше остается только попытаться найти этого самого мужа.

Фильм начался как комедия, ежеминутно на зрителя сыпались шутки и намеки, но постепенно все стало несколько серьезнее. Напарники вместе с дамой Габриэль собирают малейшие детали и сведения, которые могут пролить свет на судьбу Эмиля, попадают в смешные и загадочные ситуации, прячутся, маскируются, выдают себя, проявляют чудеса дедукции, а дама разделяет с ними все тяготы странствий, порой делая немного странные вещи.

канарейки - зачем они тут? кадр из фильма
канарейки - зачем они тут? кадр из фильма

Нам покажут множество шотландских замков, овец, королеву Викторию, секретные разработки, монахов в капюшонах, овсянку и шампанское, брата Холмса - Майкрофта, тайное общество... А главное тут, конечно, прекрасная Габриэль, которая настолько запала в душу Холмса, что понимаешь: да, это тот тип женщин, которыми он восхищается, но с которыми у него никогда не будет долгого союза. На это всегда есть причины.

В общем, фильм мне понравился. Конечно, серьезно воспринимать его не стоит. Первая часть соотносится с основным сюжетом весьма условно. А дальше довольно типичная для этих персонажей история со всеми приметами. Это нескучно, это неплохо поставлено и сыграно, это потешит душу любого фаната Холмса. И порадует тех, кого достала толерантность.
Костюмы, пейзажи и интерьеры весьма живописны; есть интересные объекты, сооруженные специально для фильма, но я о них умолчу, сами увидите.

кадр из фильма
кадр из фильма

Шерлок (Роберт Стивенс) тут  довольно благодушен и, как мне показалось, недостаточно отстранен и загадочен. Но он делает все, что положено по канону - играет на скрипке, на ходу определяет сорт тaбaка по пеплу, смел и иногда безрассуден, увлеченно беря след.

Ватсон (Колин Блейкли) простоват, комичен, порой делает и говорит то, что может их сдать. Зато он не обижается подолгу, терпеливо лишается удобств во имя успеха дела и считает, что народ должен все знать про своего героя - сыщика Холмса.

Мы услышим русскую речь, местами довольно внятную (балерину Петрову играет
Тамара Туманова). Полюбуемся на молодого Кристофера Ли в роли Майкрофта (Шерлока он играл несколькими годами раньше).

кадр из фильма
кадр из фильма

Женевьева Паж, крестница Диора, в роли Габриэль - очень эффектная и элегантная дама: тонкая талия, самообладание, решительность и изящество.
А еще нас запустят поплавать в Лох-Несс, и вместе с героями мы чуть не попадем в лапы чудовища.

При чем тут канарейки? Оо, это важная улика. Но не буду спойлерить, сами увидите.

**********

Смотрите хорошее кино, делитесь впечатлениями, подписывайтесь и приходите еще.