Билли Уйалдер - создатель множества знаменитых фильмов, таких как Потерянный уикэнд (1946), Бульвар Сансет (1950), Сабрина (1954), В джазе только девушки (1959), Квартира (1960) - и это только самые известные.
Всего их более 60, и шесть Оскаров - подтверждение успеха.
Но его фильм 1970 года о Шерлоке Холмсе - история, которая гораздо менее известна.
Сюжет придуман режиссером в соавторстве со сценаристом И.А.Л. Даймондом. Это довольно занимательный фильм с комедийными эпизодами. В его основе - расследование, в процессе которого Шерлок увлекся женщиной - из тех, которыми всегда восхищался, и с которыми связать судьбу ему не дано.
Частная жизнь Шерлока Холмса
The Private Life of Sherlock Holmes (1970, режиссер Билли Уайлдер)
В начале фильма нам показывают коробку с вещами Холмса - охотницкая шляпа, лупа, наpyчники... Закадровый голос от имени Ватсона объясняет, что если мы видим это, значит, Холмса нет уже 50 лет.
Значит, можно приоткрыть те секретные эпизоды, о которых верный летописец ранее умолчал, как о слишком личных.
Холмсу анонимно присылают билеты на русский балет. Вместе с Ватсоном, заранее скучая, они идут на "Лебединое озеро". Когда в ложе Холмс, зевая, лениво обсуждает щикoлoтки солистки, к ним заглядывает директор и приглашает на банкет по окончании спектакля.
Оставив Ватсона плясать русский танец с балеринами, Холмс и Рогожин удаляются в гримерку к приме. Оказывается, Холмс по всем критериям подошел на роль отца для ребенка балерины.
Не зная, куда деваться, Шерлок намекает, что он уже пять лет счастлив с Ватсоном. Что, опять, как Чайковский!? - в гневе кричит балерина, Холмс выходит, а директор шепчет на ушко одной из балерин скандальную новость.
И мы видим совсем не толерантную, но довольно смешную сцену, как вокруг Ватсона, внедряясь в кордебалет, группируются балетные принцы, вытесняя девушек.
Фильм снят в 1970 году. Одни зaпpeты уже кончились, другие еще не начались. В нем можно обсуждать вещecтва, которыми злoyпотребляет Холмс, opиентацию, перечисляя известных представителей - все что угодно. Можно снимать неoдeтую даму (правда, достаточно корректно). Можно обыгрывать параметры кapликов. Можно не включать темнокожих актеров.
Далее как-то вечером на Бейкер-стрит врывается кэбмен, уверяя, что Холмс ему должен. За что? А за то, что он выловил в Темзе полуживую даму, а при ней, кроме адреса Холмса, ничего не было. Дама в таком состоянии, что что-либо выяснять бесполезно. Ее согревают и укладывают спать, а наутро она, спотыкаясь и не одевшись, принимает Холмса за своего мужа.
Постепенно выясняется, что она из Бельгии, а ее муж Эмиль Валладон в Лондоне на заработках. Он инженер, и он перестал отвечать на ее письма. Все, что есть при ней - багажная квитанция, и чемодан привозят на квартиру. А дальше остается только попытаться найти этого самого мужа.
Фильм начался как комедия, ежеминутно на зрителя сыпались шутки и намеки, но постепенно все стало несколько серьезнее. Напарники вместе с дамой Габриэль собирают малейшие детали и сведения, которые могут пролить свет на судьбу Эмиля, попадают в смешные и загадочные ситуации, прячутся, маскируются, выдают себя, проявляют чудеса дедукции, а дама разделяет с ними все тяготы странствий, порой делая немного странные вещи.
Нам покажут множество шотландских замков, овец, королеву Викторию, секретные разработки, монахов в капюшонах, овсянку и шампанское, брата Холмса - Майкрофта, тайное общество... А главное тут, конечно, прекрасная Габриэль, которая настолько запала в душу Холмса, что понимаешь: да, это тот тип женщин, которыми он восхищается, но с которыми у него никогда не будет долгого союза. На это всегда есть причины.
В общем, фильм мне понравился. Конечно, серьезно воспринимать его не стоит. Первая часть соотносится с основным сюжетом весьма условно. А дальше довольно типичная для этих персонажей история со всеми приметами. Это нескучно, это неплохо поставлено и сыграно, это потешит душу любого фаната Холмса. И порадует тех, кого достала толерантность.
Костюмы, пейзажи и интерьеры весьма живописны; есть интересные объекты, сооруженные специально для фильма, но я о них умолчу, сами увидите.
Шерлок (Роберт Стивенс) тут довольно благодушен и, как мне показалось, недостаточно отстранен и загадочен. Но он делает все, что положено по канону - играет на скрипке, на ходу определяет сорт тaбaка по пеплу, смел и иногда безрассуден, увлеченно беря след.
Ватсон (Колин Блейкли) простоват, комичен, порой делает и говорит то, что может их сдать. Зато он не обижается подолгу, терпеливо лишается удобств во имя успеха дела и считает, что народ должен все знать про своего героя - сыщика Холмса.
Мы услышим русскую речь, местами довольно внятную (балерину Петрову играет Тамара Туманова). Полюбуемся на молодого Кристофера Ли в роли Майкрофта (Шерлока он играл несколькими годами раньше).
Женевьева Паж, крестница Диора, в роли Габриэль - очень эффектная и элегантная дама: тонкая талия, самообладание, решительность и изящество.
А еще нас запустят поплавать в Лох-Несс, и вместе с героями мы чуть не попадем в лапы чудовища.
При чем тут канарейки? Оо, это важная улика. Но не буду спойлерить, сами увидите.
**********
Смотрите хорошее кино, делитесь впечатлениями, подписывайтесь и приходите еще.