Найти в Дзене
Книга и жизнь

Мальчики в книжных лавках в XVIII - XIX веках...

Из открытого источника.
Из открытого источника.

Мальчик в книжной лавке - это самый младший и по возрасту и по иерархии в книжной торговле. Книжники свою учёбу и трудовой путь начинали рано. По старинному обычаю осенью, после окончания работ в поле, в деревнях появлялись какой-нибудь родственник, давно обосновавшийся в крупном городе, он собирал 7-летних мальчиков, отвозил их на своей лошади в Петербург, Москву или Киев и там предлагал своих земляков в разные торговые заведения. Почти всегда это были мелкие лавки с рынков. Мальчик, неграмотный, оторванный от семьи, из деревни попадал в столичный город и жил у хозяев на кухне без определённого угла.
Первое время поручения ему давали хозяева и стряпуха, под командой которой он находился. Она его поила, кормила, выхаживала от болезней, "школила", воспитывала. Он был обязан ставить многочисленные самовары, чистить хозяйские сапоги и одежду, бегать в лавочку, исполнять разные мелкие поручения. Когда мальчик привыкал к городу, его брали книжную лавку и приучали к делу. Учителями были хозяева и приказчики, люди часто совсем безграмотные или малограмотные, так что привыкнуть было сложно.
В лавке мальчик был обязан наводить чистоту, подметать пол, много раз бегать в трактир за кипятком, а то и за горячительными напитками разной крепости, всем в лавке подавать чай. Подчинялись они приказчикам, которые смотрели на мальчиков как на свою собственность, распоряжались ими, как хотели, всячески измывались, пинали, толкали, драли за уши и за волосы, всё это делалось ради собственной потехи.
В лавках мальчуганы выполняли и обязанности "закликал": стоя на улице, они должны были зазывать покупателей, рекомендовать им, по каким отделам имеется товар, уверять, что прохожие уже покупали у них книги и т.п. В любую погоду часами они простаивали на улице то на жгучем зное, то под нудным моросящим осенним дождём, то в трескучий мороз. В старой одежде с чужого плеча они могли позволить себе чуть приплясывать или биться на кулачках с таким же бедолагой из соседней лавочки, по-другому согреться не могли...
В отсутствии хозяина мальчики обязаны во что бы то ни стало задержать покупателя до прихода хозяина. Продавать что-либо они не могли, цены у хозяев были свои и обозначали они их шифром, который скрывали от всех.
В XVIII веке лавки не отапливались, двери на улицы всегда были распахнуты, так что согреться было негде. Только в XIX веке стали появляться небольшие чугунные печки.
Приставленный к торговле книгами мальчик начинал потихоньку учиться читать, что-то узнавая при разговорах с покупателями, иногда с приказчиками, да и бесконечные склады помогали в этом деле. Подрастая, наиболее сообразительные мальчики становились "сборщиками", они ежедневно, ходя по книжным рыночным лавочкам, узнавали, где какой товар добыть у других книжников. Сборщик имел возможность приобретать за небольшие деньги ходовую литературу,а иногда дахе книжные редкости. Сборщик хорошо знал книгу и её значение для науки, он изучал её на практике, общаясь с покупателями, особенно со студентами, которые охотно просвещали молодых книжников. В числе клиентов у сборщиков бывали и университетские преподаватели.
Приходя в кабинет покупателя, сборщик окидывал глазами полки, а после предлагал свой товар. Он знал наперечёт не только все популярные книги, но и следил за запретными изданиями. Запрещённая литература сжигалась во дворе Государственного банка, обращённого к Апраксину двору. Мальчики, выросшие в лавках книжного рынка у Апраксина двора, общались со сторожами и дворниками, поэтому иногда могли получить запрещённую книгу. Продать в лавке эти книги было нельзя, а вот купить с рук у юного продавца получалось...
Чтение книг от корки до корки развивало интеллект, мальчик не хуже хозяина знал ассортимент лавки. Хозяйская размётка цен , помогала .потихоньку начинать собственную торговлю. Хозяева, конечно, догадывались о такой деятельности и старались её ограничить. Одним из способов такого ограничения становилась торговля в лавке самостоятельным приказчиком на отчёте.
В 80-90 годы XVIII века жизни книжных мальчиков стала улучшаться. Созданное в Петербурге Общество книгопродавцев устроило для них школу с отделом грамотности и другими основами наук, в том числе давался начальный курс книжной торговли. Стали появляться попечительства и инспектора, которые должны были следить за соблюдением прав мальчиков.
Прогрессивные хозяева, такие как Вольф, Клочков, заботились о своих младших сотрудниках: одевали в форменную одежду, сытно кормили, давали свободное время и отправляли в деревню на побывку.
Примерно таким был путь книжника в профессию в старые времена.
__________________________________________________________________________________________
Написано с опорой на статью П.Симони "Как сложился тип русского книжника в старое время".
__________________________________________________________________________________________
Спасибо за дочитывание, очень жду комментариев, Лайков, если вам интересно, то и подписки. Для развития канала нужно всё. Всем добра.