Термины "деза", "фейковая новость" и "газетная утка" означают обман читателей, зрителей, слушателей, то есть потребителей информации.
Термин "дезинформация" используется больше в технической сфере, "фейк" заимствован из английского языка, а "газетная утка" - это придуманный термин для обозначения обмана в средствах массовой информации.
Обман в прессе стали называть "газетной уткой" после публикации шутки во французской газете в 1776 году. В этой шуточной публикации был изложен способ ловли уток на верёвку с привязанным к ней жёлудем, предварительно отваренным в слабительном зелье. В этом способе было указано, что на одну верёвку можно поймать сразу несколько уток, потому что съеденный уткой жёлудь выходит из её кишечника и может быть проглочен следующей птицей. В статье сообщалось, что один житель поймал на верёвку столько уток, что они чуть не унесли его в небо.
Это не первый случай, когда общеизвестный термин возникает от названия объектов, участников событий или названия места происшествия. Например, известное всему миру явление рассылки спама было так названо потому, что первая существенная навязчивая рекламная компания была произведена в США для распространителей мясных консервов SPAM.
Как создают дезинформацию?
Фейковый текст пишут простым языком, с использованием терминов, которые распространены в речи целевой группы, то есть потребителей информации. Ни одна дезинформация не может быть эффективна на 100% среди всех её получателей. Для достижения наибольшего эффекта используется "народный язык", который может быть разным в разных социальных и профессиональных группах людей.
Дезинформаторы подготавливают столько вариантов текста, сколько специфичных жаргонов будет выделено в целевых группах. Дезинформация не доказывается с абсолютной убедительностью. Если в утверждении остаётся небольшой шанс для сомнений, то это считается высоким профессионализмом дезинформатора.
При возможности усомниться в новости у человека возникает желание обсудить свои догадки с окружающими собеседниками, то есть распространить полученные сведения. Так работает эффект вирусности фейка.
В приводимых ложных фактах отсутствует конкретная ссылка на какие-либо конкретные персоны и организации, потому что при использовании достоверного имени может сработать поисковый фильтр, который заблокирует распространение новости. Оклеветанная персона или организация может инициировать расследование, а это не входит в планы дезинформаторов.
Для запуска дезинформации могут быть использованы методы, хорошо известные в белых рекламных технологиях.
Метод "Все говорят"
Этот приём дезинформирования сведений подразумевает составление карты источников "дезы" таким способом, чтобы основная масса потребителей информации могла увидеть одну и ту же новость в нескольких разных источниках, находящихся в числе ежедневно просматриваемых.
Карта источников распространения составляется для смежных целевых групп, которые общаются между собой на случай коллективных обсуждений новости.
Метод "В высших слоях общества говорят"
Дезинформирование этим методом происходит в категории источников под названием "элитные". Разумеется, фейковые новости могут распространиться во всех "нечистоплотных" источниках всех уровней, но определённое время при перепечатке будут ссылаться на источники "высшего света", что обладает особой убедительностью.
Метод "Эти люди не могут ошибаться"
Для распространения дезинформации используются источники, обладающие доверием аудитории. Если информация не была тщательно проверена и была опубликована на "уважаемом ресурсе", то она может распространяться "как достоверная" длительное время даже после опровержение её в первоисточнике.
Искусство дезинформации основано на профессиональном знании психологии, социологии, политологии, экономики и права. Для фейка могут создавать достоверную оболочку состоящую из 95-98% полезной и проверенной информации.
Юридический канал "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО в обществе" рекомендует проверять достоверность сведений, получаемых из Интернета. Жизненно важные сведения нужно получать только из проверенных источников и государственных консультационных линий.
Другие статьи этого канала:
24 марта 2020 года (редакция текста 11 июля 2021 года).
Автор: Демешин Сергей Владимирович (юрист).
Пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала).