Если вы не среднестатистический российский полковник-правоохранитель, беспощадно борющийся с разнузданной экономической преступностью, то вряд ли имеете склад заплесневелых билетов государственных банков разных стран. Тем более, если вы относите себя к русскому купечеству, которое, по авторитетному мнению, является сбродом жуликов и нищебродов.
Между тем именно малый и средний бизнес подвергся наиболее ощутимой атаке коварного вируса, подорвавшего мировую экономику. Как платить налоги, арендную плату, компенсацию персоналу и исполнять обязательства перед партнёрами. Хочется спрятаться от всех и вся. В Сторис я уже вкратце описал способ, как это лучше сделать и мои подписчики засыпали меня вопросами с просьбой остановиться на этом подробнее. Останавливаюсь.
Итак, уже сегодня коронавирусную инфекцию можно квалифицировать в качестве обстоятельства непреодолимой силы. Впервые Всемирная организация здравоохранения на международном уровне объявила вспышку коронавирусной инфекции в качестве чрезвычайной ситуации.
Но нам теперь международный закон не писан и живём мы по понятиям, хотя меня учили другому. Поэтому переходим к п. 3 ст. 401 ГК РФ, в котором трактуются обстоятельства непреодолимой силы и
ст. 451 ГК РФ, позволяющей изменять или расторгать договоры в связи с существенным изменением обстоятельств.
Правительство РФ, постановлением от 31.01.2020 № 66 отнесло коронавирус к перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В силу абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», коронавирус относится к эпидемиям.
Атака коронавируса носит чрезвычайный характер, то есть, исключительный, выходящий за пределы «нормального», а также непредотвратимый характер, поскольку любой участник гражданского оборота, не мог бы избежать наступления данного обстоятельства или его последствий.
Поэтому данное событие может быть признано обстоятельством непреодолимой силы, которое, в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, освобождает сторону-нарушителя от ответственности за неисполнение договорных обязательств. К слову, ТПП РФ уже активно выдает заключения о форс-мажоре в связи с последствиями коронавируса, однако пока только по внешнеторговым и государственным контрактам.
Помимо этого, человек, при котором так похорошела Москва, своим, нагнавшим страха на любителей заграницы, указищем от 14.03.2020 № 20-УМ установил, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии ФЗ-68, который является обстоятельством непреодолимой силы.
Помимо творчества мэра, можно воспользоваться широким набором инструментов, предусмотренных ГК: ст. 310 возможность установления платы за односторонний отказ от обязательства, ст. 327.1 исполнение обязанностей, изменение или прекращение прав по обязательству может быть обусловлено наступлением предусмотренных в договоре форс-мажорных обстоятельств, ст. 406.1 ГК – возможность установление обязанности возмещения имущественных потерь, не связанных с нарушением обязательства его стороной.
Конечно, квалифицируя коронавирус
в качестве обстоятельства непреодолимой силы, нужно смотреть конструкцию каждого конкретного договора и дабы минимизировать взаимный негатив, направлять другой стороне уведомление в предусмотренные договорами сроки.