Всякая стройка, а тем более такая крупная, как возведение гидроэлектростанции, ведётся не сразу, а постепенно, этап за этапом, год за годом. Безусловно, всегда интересно проследить историю того или иного строительства. Здесь мы предлагаем вам краткую хронику всего лишь двух десятилетий, хронику основных событий появления Угличского гидроузла - начиная с 1935 года, когда были подписаны первые документы, превратившие захолустный Углич в город Великой Стройки, до 1955 года, когда станция обрела тот, сегодняшний, всем нам привычный и хорошо знакомый законченный вид.
1935 год. Советское правительство приняло решение о строительстве каскада верхневолжских гидроузлов: Уличского и Рыбинского.
В Постановлении Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 14 сентября 1935 за № 2074 в первом пункте говорится:
«1. Для обеспечения необходимого судоходного подхода к каналу Москва - Волга со стороны Волги с судоходными глубинами в 5 метров от устья канала до соединения с Волго-Балтийским водным путём (Мариинской системой) и для создания водохранилища в районе Молого-Шекснинского междуречья с целью достижения на всём протяжении Волги от Рыбинска до Астрахани однообразных гарантированных глубин не менее, чем в 2,3 метра (вместо имеющихся в настоящее время на верхних плёсах глубин в 1,4-1,9-2,15 метра) и выработки гидроэнергии, осуществить транспортно-энергетическую реконструкцию Верхней Волги путём сооружения 2-х гидроузлов:
а) выше г. Углича с отметкой подпёртого бьефа +111,5 м, с одной линией шлюзов размером 290x30x5,5 м и гидростанцией с установленной мощностью порядка 100 тыс. кВт;
б) в районе г. Рыбинска с отметкой подпёртого бьефа порядка +98 м, в составе узла сооружений на р. Волге выше г. Рыбинска, с двумя линиями шлюзов размерами 290x30x5,5 м и гидростанцией с установленной мощностью порядка 200 тыс. кВт, плотины на реке Шексне и сооружений, обеспечивающих плавание речных судов по водохранилищу».
Строительство Рыбинской и Уличской ГЭС должно было решало две основные задачи.
Первая – обеспечить дешевой электроэнергией Москву, Ярославль, Иваново, а также совхозы и колхозы этих областей.
Вторая – гарантировать на Верхней Волге и на подходах к каналу Волга-Москва необходимые судоходные глубины. Задача реконструкции Волги, превращения ее в глубоководную, судоходную магистраль изложена в резолюции 18-го съезда ВКП(б) по докладу тов. Молотова о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР: «…реконструировать путь Астрахань-Горький-Рыбинск-Москва с тем, чтобы в конце третьей пятилетки создать глубоководный транзитный путь от Астрахани до Москвы с обеспечением глубины на всех перекатах не меньше 2,6 метра».
В сентябре 1935 года было образовано специальное строительно-монтажное подразделение НКВД СССР – «Волгострой». Чуть позже, 7 декабря вышел приказ о формировании Волголага – Волжского исправительно-трудового лагеря.
Началась разработка технического проекта сооружений. Был создан коллектив проектировщиков, которым руководил С.Я.Жук, В.Д.Журин, Г.А. Чернилин.
1936 год. В январь 1936 года на правом берегу Волги начато возведение перемычки, ограждающей котлован водосборной плотины и здания Угличского гидроузла. Начата выемка грунта из котлована этих сооружений.
Общий объем земляных работ при строительстве Рыбинской и Угличской ГЭС, составил 52,3 млн.м.куб. Эти объемы выполнены главным образом в период с 1936-1941 года, причем максимальный объем – около 13,5 млн.м.куб – был выполнен в течение одного 1937 года.
1937 год. 30 января 1937 года на станцию Углич прибыл первый железнодорожный состав, а 5 февраля открылось сквозное движение между Калязином и Угличем. От станции Углич до места строительства проложена железнодорожная ветка для подвоза оборудования и материалов.
В конце ноября начата укладка бетона на водобое водосбросной плотины Угличского гидроузла.
В 1937 году в Угличе на базе ремонтных мастерских, обслуживающих строительство Угличской ГЭС был создан самостоятельный ремонтно-механический завод, вошедший в систему Волгостроя СССР. Завод занимался ремонтом тяжелой техники, выпускал различные механизмы, облегчающие строительство.
1938 год. 23 мая 1938 года Экономический совет при Совнаркоме СССР утвердил технический проект Угличского и Рыбинского гидроузлов и генеральную смету строительства.
В апреле-мае начата укладка первого бетона в здание Угличской ГЭС и на сооружении Угличского шлюза.
На Волгострое существовали специальные бетонные лаборатории, где проверялось качество материалов, велись научно-технические исследования.
На строительстве гидроузлов использовался бетон наивысшего качества. В Угличе бетонная смесь подавалась на левый берег канатной дорогой. Бетонная смесь уплотнялась вибраторами. Цемент транспортировался по трубам с помощью пневматических насосов, которые были сконструированы и изготовлены ремонтно-механическими заводами строительства. Производительность каждого пневматического насоса – 25 тонн бетона в час. На Волгострое всего уложено более 2 млн. кубометров бетона.
На строительстве Верхневолжских гидроузлов впервые в гидротехнической практике были внедрены новые методы производства бетонных работ, широко примененные затем на последующих стройках.
1939 год. С 1 по 15 октября 1939 года перекрыто русло Волги в створе Угличского гидроузла. Начат намыв Угличской земляной плотины, продолжившийся в зимние месяцы 1940 года. Был разработан метод зимнего намыва земляной плотины с добавлением теплой воды от ТЭС в карьер и пульповод, с намывом грунта под лед.
1940 год. В июле 1940 года опущены все щиты бетонной плотины Угличского гидроузла и начато наполнение Угличского водохранилища.
В январе 1940 года начат монтаж первого агрегата Угличской ГЭС. В феврале 1940 года – монтаж второго агрегата.
8 декабря 1940 года введен в эксплуатацию первый агрегат Угличской ГЭС мощностью 55 тыс. кВт. Также введена в эксплуатацию линия электропередачи 220 кВ Углич (Восточная) – Москва.
1941 год. 20 марта 1941 года введен в эксплуатацию второй агрегат Угличской ГЭС.
Водохранилище по окончании весеннего половодья 1941 года было наполнено до отметки 125,3 метра при проектной отметке 128,0 метров. Основные строительные работы по зданию ГЭС и водосливной плотине к этому времени находились в состоянии завершения.
Главная схема электрических соединений и собственных нужд станции была выполнена в соответствии с проектом. Штаты эксплуатационного, оперативного и ремонтного персонала были укомплектованы полностью, оборудование освоено и накоплен некоторый опыт эксплуатации.
В ноябре 1941 года строительство гидроузлов было временно прекращено. Оставшиеся незавершенными небольшие объемы строительных работ по зданию Угличской ГЭС и плотине, а также отсутствие некоторых основных и вспомогательных механизмов водосливной плотины существенного влияния на условия эксплуатации сооружений и оборудования не оказали.
К началу войны Угличская ГЭС работала с полной установленной мощностью в соответствии с проектом. В 1941 году Угличская ГЭС выработала 137,4 млн. кВт/ч электроэнергии. В ноябре 1941 года введена в эксплуатацию линия электропередачи 220 кВ Углич (Западная) – Рыбинск.
Также осенью 1941 года был введен в эксплуатацию Угличский судоходный шлюз, крайне важный для организации перевозок по Волге.
1942 год. В 1942 году Угличская ГЭС выработала 213,1 млн. кВт/ч электроэнергии. Четыре случая повреждения вспомогательного оборудования не отразились на выдаче мощности в систему. Перерывов в энергоснабжении системы не было.
1943 год. Заметных изменений в работе станции не наблюдалось. 16 апреля 1943 года отметка Угличского водохранилища достигла проектной отметки – 128,0 метров. За счет увеличения напора станция повысила выработку электроэнергии. В 1943 году Угличская ГЭС выработала 274,4 млн. кВт/ч электроэнергии.
1944 год. Угличская ГЭС работала бесперебойно и выработала в 1944 году 203,9 млн. кВт/ч электроэнергии. В течение года была проведена кратковременная ревизия агрегатов с осмотром подводной части. Повреждений не было обнаружено.
В 1944 году на Угличской и Рыбинской ГЭС включены первые в системе Мосэнерго автоматические регуляторы частоты, а на Угличской ГЭС включен первый в системе автоматический синхронизатор.
14 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за бесперебойную работу, выдающиеся технические достижения большая группа строителей, монтажников и работников эксплуатации сооружений Угличской и Рыбинской ГЭС награждена медалями «За оборону Москвы» и орденами СССР. Всего наградили 161 человека. А в 1950 году Угличской ГЭС на вечное хранение передали Красное знамя Министерства электростанций – важная награда для энергетиков.
15 августа 1944 года Государственным Комитетом обороны принято постановление об окончании первоочередных работ на строительстве Рыбинской и Угличской ГЭС.
1945 год. В 1945 году была построена автомобильная дорога, связавшая две части города Углича.
После окончания войны необходимо было достраивать станцию. Трудится на строительство Угличской ГЭС наряду с заключенными Волголага прибыло 3 тысячи военнопленных немцев.
1947 год. В 1947 году закончены работы по комплексной автоматизации и телемеханизации агрегатов Угличской ГЭС.
1949 год. В ноябре 1949 года введена в эксплуатацию линия электропередачи 35 кВ Углич – Калязин.
1954 год. Приказом министерства электростанций СССР объединено управление Угличской и Рыбинской гидроэлектростанциями и образован Каскад №1 Мосэнерго.
1955 год. 30 июля 1955 года Советом Министерств СССР утвержден акт Правительственной комиссии по приемке в промышленную эксплуатацию Угличского и Рыбинского гидроузлов.
Конечно, на этом не заканчивается перечень замечательных дел, которыми богата история Угличской ГЭС, ещё много славных страниц вписали в неё энергетики за все последующие годы. Но именно эти двадцать лет во многом были судьбоносными и для самой станции, и для её создателей – от первого вбитого колышка в 1935 году до полного окончания строительства в 1955-м.
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки!
Впереди много новой интересной информации из мира воды и электричества!