Кит Рельф, фронтмен этой группы, был несносен и незаменим.
Всё в жизни убивает — даже кислород. Триада «секс, наркотики и рок-н-ролл» же — сюрикэн, выпущенный из рук жажды жизни (Lust for life) и притягательности Праздника (который «всегда с тобой»), действует наверняка. Иногда смерть призывают намеренно, иногда она приходит через незапертую дверь.
Во времена «британского вторжения», когда англичане перехватили у американцев пальму первенства в развитии рок-музыки, одной из главных групп были Yardbirds. Конечно, в связи с британским вторжением, на слуху обычно The Beatles, The Rolling stones, The Who и The Animals. Но никто из них не дал миру одновременно столько самобытных гитаристов, сколько дала группа Yardbirds: Эрика Клэптона, Джеффа Бека и Джимми Пейджа.
И название у них почти панковское. Слово Yardbirds можно перевести как «салаги», «негодяи», «зеки», «солдаты, получившие наряд вне очереди». На самом же деле, вопреки «Википедии» (там они обозначены как «Новобранцы»), слово yardbirs вообще позаимствовано из сленга битников (точнее даже творчества Керуака) и переводится как «бродяги, путешествующие по стране на товарных вагонах». А ещё говорят, что так называли зачинателя би-бопа Чарли Паркера.
«Эй, птица, сыграй что-нибудь, ну как ты умеешь… Эй, бродяга, ну-к забацай Lover Man… Эй, Птаха, давай выпьем и поедим курочки!».
Yardbirds образовались при смешении Metropolitan Blues Quartet (Кит Рельф и Пол Самуэль-Смит) и Suburbition R&B (Энтони «Топ» Топэм, Крис Дрейя и Джим Маккарти). Кит Рельф как раз и придумал название и стал фронтмэном The Yardbirds. Он же и главный герой моего очерка, король. Но сначала о свите, каждый из которой сам по себе — король. Да и, в конце концов, Кит Рельф больше напоминает короля, который не при делах. Когда говорят о движениях и переменах в группе, о смене и поиске звучания, чаще упоминают Джимми Пейджа, Джеффа Бека или хитмейкера Моста (автор основных хитов для бабблгам-поп группы Herman’s Hermits). О Ките Рельфе обычно говорят как о пьянице, отличном шоумене и порой неуправляемом музыканте. Но по идее это и нужно року.
Рок — не филармония, а довольно грязное увлекательное занятие, особенно в самой гуще 60-х. Хотя на человеческих отношениях, да и на сотрудничестве выходки рок-звезды часто сказываются не лучшим образом. Пол Самуэль-Смит, соратник Кита Рельфа по Metropolitan Blues Quartet в конце концов, после очередной пьяной выходки Кита, свалил из группы. Как продюсер он даст миру такие группы и исполнителей, как Jethro Tull, Renaissance и Carly Simon.
Роли музыканта-экспериментатора и шоумена может совмещать один человек, как Джими Хендрикс, а могут распределять между собой двое, как это сделали Кит Рельф и Джимми Пейдж. Yardbirds были супергруппой, но её движущие силы действовали вразноброд.
Пейдж хотел двигаться в экспериментальном направлении (в Yardbirds он впервые применил игру смычком на электрогитаре), в том направлении, которое задали Джими Хендрикс (пластинка Are You Experienced?), а также супергруппа The Cream (пластинка Fresh Cream), Микки Мост настаивал на исполнении глупеньких поп-хитов, Кит Рельф хотел чего-то своего, и, в конце концов, вместе с Джимом Маккарти ушёл из группы.
Но последний гастрольный тур 1967 года, накануне распада, показал, что Yardbirds по-прежнему круты, просто эта крутость скоро даст семена новым крутым проектам. Кит Рельф и Джим Маккарти образуют Renaissance (по иронии судьбы Кит снова начнёт сотрудничество с Полом Самуэль-Смитом), Джимми Пейдж пригласит в группу The New Yardbirds Роберта Планта, Джона Пол Джонса и Джона Бонэма, из чего вскоре получатся Led Zeppelin. Кит Рельф поучаствует в записи их дебютного альбома.
В 1975 году Кит Рельф образовал группу Armageddon, которая стала играть совсем тяжёлые вещи. Также Кит спродюсировал такие группы, как Steamhammer , Hunter Muskett , акустическую группу Amber и Medicine Head.
Фанаты будут надеяться на возрождение старых-добрых Yardbirds вплоть до 1976 года, когда Кит Рельф, голос группы, погибнет самым нелепейшим образом — дома, от удара током во время игры на электрогитаре.
Говорят, что у него было слабое здоровье, и в течение многих лет он страдал от астмы и эмфиземы. И вроде как сердечко не выдержало электрического разряда. Вообще как таковой высокочастотный ток вообще никаким боком не соприкасается с электрухой (вспомним мультик «Ну, погоди», где Волк воткнул гитарный штекер прямо в розетку. Другое дело, что Кит мог забить на такие условности, как заземление).
Потом пойдёт легенда, что он играл на электрухе, лёжа в ванной.
Это породит целый миф о том, что смерть рок-звезды от удара током в ванной — такое же рядовое явление, как передоз.
Крис Дрейя, Джим Маккарти и Пол Самуэль-Смит в 1984 году организовали группу Box of Frogs и выпустили два слабеньких альбома, в 1997 году они (но без Пола) начали гастроли под маркой Yardbirds. В программу вошли старые хиты.
Также в 2003-м они выпустили новый альбом Birdland со старыми и новыми вещами. В качестве приглашенных звезд в записи участвуют Джефф Бек, Брайан Мэй, Джо Сатриани, Стив Вай, Слэш (Guns-n-roses) и другие. Несмотря на то, что Гипи Майо (новый вокалист) и Джим Маккарти пели очень похоже на Кита Рельфа, это походило больше на хороший трибьют, чем на возрождение.
Каким бы несносным не был Кит, но, видимо, он был тем самым алхимическим элементом, на котором держались классические The Yardbirds.