Найти тему
Голодный историк

Транспорт для Австрийской пехоты

Вскоре после Втрой мировой войны Австрия решила обновить и унифицировать доставшийся ей парк бронетехники. Бронетранспортеры были представлены устаревшими американскими полугусеничными машинами. Довольно скоро командование вооружённых сил Австрии приняло решение заменить их современными бронетранспортёрами собственного производства. Проектно-конструкторские работы начались на заводе фирмы "Остеррейхише Заурерверке АГ", и в 1957 г из сборочного цеха выехал первый прототип бронетранспортёра, получившего обозначение 4K3H.

Бронетранспортёр 4K3FAКонструкция прототипа 4K3H была относительно проста. Корпус выполнялся из стальных плит толщиной 10 мм и не имел крыши. Как видно, на первых порах конструкторы не далеко отошли от образцов бронетранспортеров времен войны. Двигатель и трансмиссия располагались в передней части машины перед местом водителя. В задней части машины были предусмотрены места для десяти солдат. Вход в бронетранспортер и выход из него осуществлялись через двухстворчатую дверь в кормовой стенке. Учитывая отсутствие крыши, десант в случае необходимости мог покидать машину, выпрыгивая наружу через борта десантного отделения.

Масса бронетранспортера 4K3H достигала 11 тонн, длина — 5090 мм. ширина — 2300 мм. высота — 1870 мм.

В качестве силовой установки использовался 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель обьемом 11,6 дм3, развивавший мощность 147 кВт при 2000 об/мин. Гусеничная ходовая часть состояла из десяти двойных обрезиненных опорных катков, резинометаллических гусениц, ведущих колес (спереди) и натяжных колес (сзади). Траки гусениц имели невысокие выступы — грунтозацепы, облегчавшие движение по мягкому грунту. Бронетранспортер 4K3H развивал скорость до 62 км/ч.

Следующий прототип 4K3H проходил испытания в 1958—1961 гг. Из-за применения более толстых броневых плит толщиной до 20мм бронетранспортер поправился до 12,2 т. Длина корпуса равнялась 5350 мм, ширина — 2500 мм, высота — 1550 мм. В отличие от предыдущей модели корпус новой машины был полностью закрытым и самонесущим. На крыше устанавливался 12,7-мм пулемет М2. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на два поддерживающих ролика.

Серийный 4K4F
Серийный 4K4F

Бронетранспортёр 4K3FA-G2В 1961 г. после интенсивных испытаний машин нулевой серии на полигоне, бронетранспортеры 4K3H пошли в серийное производство, одновременно получив новое обозначение 4K4F. Основные параметры машин остались такими же, как и у предсерийных 4K3H. Отличия были связаны главным образом с конструкцией крыши. Новая крышка люка механика-водителя состояла из двух частей, которые открывались в стороны. Перед расположенным слева сидением механика-водителя устанавливались три перископа, а позади него было предусмотрено место для стрелка, который мог вести огонь из устанавливавшегося на турели пулемета. Воздухозаборник и эжектор располагались в правой передней части корпуса. В крыше десантного отделения крепились две длинные, откидывающиеся в стороны панели.

Бронетранспортёр 4K4F находился в серийном производстве до 1963 г. На его базе разработаны две модели самоходного 81-мм миномета, получившие обозначения SPz-GrW1 и SPz-GrW2. Вооружение устанавливалось в кормовой части корпуса, а обслуживали его три человека. В 1963 г. появились две практически одинаковые модели, получившие обозначение 4K3FA и 4K4FA.

Низкопрофильный корпус бронетранспортера 4K3FA/4K4FA выполнялся методом сварки из листов стальной катаной брони максимальной толщины 20 мм и обеспечивал защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Верхний лобовой лист, установленный под значительным углом к вертикали, постепенно переходил в горизонтальную крышу с большими прямоугольными люкaми над десантным отделением. Борта корпуса располагались под большим наклоном и нависали над ходовой частью. Спереди на обоих бортах имелись горизонтальные жалюзи. В сильно скошенной кормовой стенке были предусмотрены две двери для посадки и спешивания десанта.

Слева в передней части корпуса находилось отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Справа от него располагалось моторно-трансмиссионное отдепение. Сразу же за ними находилось место стрелка, обслуживавшего установленный на крыше 12,7-мм пулемет М2, или боевое отделение с конической башней, вооруженной 20-мм автоматической пушкой. Кормовую часть корпуса занимало десантное отделение, рассчитанное на перевозку восьми пехотинцев-десантников с полной выкладкой. Сзади на крыше десантного отделения бып предусмотрен шкворень для установки 7.62-мм пулемета, который обслуживался одним из солдат десанта.

Машины отпичались лишь типами силовых установок. На бронетранспортере 4K3FA устанавливался 6-цилиндровый рядный дизель "Заурер 3FA" обьемом 9,5 дм'. развивавший мощность 169 кВт, а на модификации 4K4FA 4-тактный 6-цилиндровый дизель "Заурер 4FA" мощностью 184 кВт при 2400 об/мин. Коробка передач позволяла ездить на шести передачах вперед и одной назад. Максимальная скорость бронетранспортера 4K4FA достигала 60 км/ч.

В состав ходовой части применительно к одному борту, входили пять двойных обрезиненных опорных катков среднего диаметра с круглыми отверстиями между ступицей и ободом, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения.

В 1968 г. на вооружение австрийский армии начали поступать бронетранспортеры модели 4K4FA-G1. Благодаря мощному вооружению многие относят бронетранспортер к классу боевых машин пехоты. Ее основное вооружение — 20-мм пушка Mk66 фирмы "Эрликон", установленная в башне кругового вращения. Экипаж состоит из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Место командира машины находится за башней. Десантное отделение рассчитано на семь солдат с полной выкладкой. Масса бронетранспортера составила 13 т, длина — 5.4 м, ширина — 2,5 м, высота —2.1 м. Мощность двигателя была увеличена до 184 кВт. Максимальная скорость машины достигала 62 км/ч. Конструкция и прочность корпуса не изменились.K4FA-G

В 1970 г модернизации подвергся базовый бронетранспортер 4K3FA. Место стрелка, обслуживавшего 12,7-мм пулемет, спереди прикрыли стальной плитой с кольцом, облегчающим наведение оружия в цель. Справа и слева защиту пулеметчика обеспечивали открывающиеся в стороны половинки крышки люка. Модернизированный БТР получил обозначение 4K3FA-G2.

До завершения производства в 1968 году было построено около 450 бронетранспортёров модификаций 4K3FA и 4K4FA. На их базе разработан целый ряд машин:

• машина управления 4K3FA-FU1

• машина связи 4K3FA-FS

• передвижной пост управления артиллерийским огнем 4K3FA-F1A (четыре модификации)

• передвижной пост управления огнем ПВО 4K3FA-FU/FIA

• бронетранспортер 4K4FA-G1 — на башенке установлен 12.7-мм пулемет

• бронетранспортер 4K4FA-G2 — отличается одноместной башней кругового вращения фирмы "Эрликон-Контравес". оснащенной 20-мм автоматической пушкой 204GK. В вертикальной плоскости пушка наводится в секторе от -12° до +70°;

-2

• санитарная машина 4K4FA-San

-3

• самоходный 81-мм миномет 4K4F GrW1

-4

Кроме того, шасси бронетранспортёра послужило базой для истребителя танков SK-105 "Кирасир" и ряда других боевых машин.

-5

Тактико-технические характеристики бронетранспортера 4K4FA

Боевая масса, т:

4K4FA-G1 - 12.5

4K4FA-G2 - 15

Экипаж, чел. 2+8

Габаритные размеры, мм.

длина корпуса 5400

ширина 2500

высота до крыши башни 1650

клиренс 420

Бронирование, мм 20

Вооружение 20-мм нарезная пушка или 12.7-мм пулемет

Двигатель <3аурер> 4FA. 4-тактный 6-цилиндровый, мощность 184 кВт при 2400 об/мин

Удельная мощность двигателя, кВт/т'

4K4FA-G1 - 14,7

4K4FA-G2 - 12.2

Удельное давление на грунт, Мпа 0.05

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65

Запас хода ло шоссе, км 370

Запас топлива, л 184

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0.8

ширина рва. м 2,2

глубина брода, м 1,0