Найти тему

"Нефтяные горки" и нерешаемые задачи для инженера.

Колеблет слух всех и уже давно — мы уже долгое время наблюдаем за скачками цены на нефть, за тем, с каким информационным шумом подписываются и расторгаются контракты между поставщиками, и даже становимся невольными свидетелями развязывающихся войн на этой почве. Равнодушных в этой теме очень мало, ибо касается это всех нас без исключения. Не нужно рассказывать, что всё вокруг в той или иной степени сделано из нефти, соответственно за скачками цен на черное золото обязательно последует изменение цен на всё остальное... 

Глобальная роль инженеров, лучшее будущее для всех.
Глобальная роль инженеров, лучшее будущее для всех.

Но речь не об этом. Предлагаю поговорить о том, какая роль в этом вопросе отведена инженерам. Ранее я неоднократно акцентировал внимание на том, что инженерия вездесуща, что успешный инженер требует не только технических знаний, но и осознания политических, социальных и деловых проблем, имеющих центральное значение для любой важной инженерной задачи. Так давайте разберемся детально. За основу возьмем факты из новейшей истории, а именно заметки одного из влиятельных людей в нефтяном бизнесе, где раскрывается роль инженерии в нефтедобывающей отрасли.

Я хочу продемонстрировать, что инженерия находится в центре общества – что инженеры обладают уникальным набором навыков и перспектив, которые должны быть использованы для создания лучшего будущего для всех нас. Для этого поговорим о крупном инженерном проекте, а затем о проблемах, стоящих сейчас перед молодыми инженерами, и о навыках, необходимых им для их решения.

Разнообразные наборы навыков

Основой инженерной мысли всегда будет применение математической и физической теории для создания богатства и улучшения качества нашей жизни. Но инженерия - это гораздо больше, чем просто прикладная наука. Суть инженерного дела заключается в его практической реализации. Особые навыки инженеров развиваются, когда они решают реальные проблемы, а не становятся сведущими в физической теории.

Сложный характер этих практических инженерных задач означает, что инженеры должны взаимодействовать с общинами, с политикой, с экономическими реалиями и с экологическими соображениями. Чем больше инженерная задача, тем больше потребность в суждении и, что не менее важно, в сопереживании.

Чем больше инженерная задача, тем больше потребность в суждении и, что не менее важно, в сопереживании.
Чем больше инженерная задача, тем больше потребность в суждении и, что не менее важно, в сопереживании.

Чтобы продемонстрировать эти моменты, опишем крупный инженерный проект. Такова история нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Трубопровод BTC, как его называют, был огромным предприятием с технической точки зрения. Но успех этого проекта был обусловлен способностью инженеров решать множество социальных, экономических, политических и экологических проблем.

Технические сложности

О запасах нефти Каспийского моря известно уже давно. К 1900 году в столице Азербайджана Баку насчитывалось более 3000 нефтяных скважин. Поскольку Каспий является внутренним морем, транспортировка сырой нефти оттуда на мировые рынки была давней проблемой.

Проект BTC выполнил эту задачу, построив трубопровод длиной более 1000 миль. Трубопровод проходит от современной морской платформы в Каспийском море, через Азербайджан и Грузию, достигая терминала на Средиземноморском побережье Турции. Нефть завершает свое путешествие из конца в конец всего за 10 дней, протекая со скоростью одного миллиона баррелей в день. Первая нефть достигла места назначения в мае 2006 года.

Технические трудности при проектировании и строительстве трубопровода были огромны, и не в последнюю очередь из-за огромного масштаба проекта. BTC - это второй по протяженности нефтепровод в мире, строительство которого обошлось более чем в 4 миллиарда долларов США. Трубопровод поднимается по крутым уклонам, местами до 3000 метров. Он пересекает 1500 рек и дорог и похоронен вдоль всего своего маршрута. Строительство газопровода осложнялось тем, что из-за ненастной погоды работать можно было только в определенные месяцы года.

Конечно, самое важное соображение при строительстве любого трубопровода - это его маршрут. Изучение градиента, водных путей, дорог и других коммуникационных сетей является рутинной задачей для инженера, строящего трубопровод такого размера. Но если бы только эти факторы были приняты во внимание, трубопровод пошел бы совсем по другому пути, чем тот, по которому он в конечном итоге шел.

Политическое препятствие

В поисках наилучшего маршрута инженеры столкнулись с серьезными политическими препятствиями. С одной стороны Азербайджан граничит с Арменией. Отношения между этими двумя странами на протяжении нескольких десятилетий были враждебными, начиная с армяно-азербайджанского конфликта, вспыхнувшего в последние годы существования Советского Союза.

В 1990-е годы, когда строились планы строительства газопровода, ситуация между двумя странами была далека от стабильной. Было ясно, что прокладка трубопровода между этими двумя странами повлечет за собой слишком большой политический риск.

Другим соседом Азербайджана по берегам Каспия является Иран. Политические отношения между Ираном и США были напряженными, и количество американских компаний, участвующих в партнерстве BTC, исключало прокладку трубы и в этом направлении. Так что путь из Азербайджана должен был пролегать через Грузию. Грузинские власти были готовы вести с нами бизнес, но тогдашний президент Эдвард Шеварднадзе наложил на этот проект множество ограничений, ясно дав понять, что технические соображения не являются его главной заботой. Таким образом, планирование маршрута трубопровода было сопряжено с политическими препятствиями, которые оказали фундаментальное влияние на проектирование этой линии.

Справедливо для всех

Построить линию, которая пересекает три страны, означает иметь дело с различными законами, культурами и языками. Однако транспарентность диктует необходимость обеспечения паритета режима на всех границах на основе единого правового отношения, приемлемого для всех заинтересованных правительств. Юридические соглашения должны были публиковаться на нескольких языках – устанавливая новый стандарт раскрытия информации для инфраструктурных проектов.

Несмотря на всю сложность, трубопровод BTC стал первым проектом, отвечающим экваториальным принципам, которые стали ориентиром для финансовой индустрии в управлении социальными и экологическими вопросами проектного финансирования. Достижение таких стандартов отнюдь не было простым делом. Необходимо было найти баланс между транспарентностью и требованиями различных законов и стандартов каждого государства. Эти вопросы требовали от нашей команды инженеров-менеджеров проявлять большую дипломатичность и деликатность в своих переговорах.

Высокие навыки ведения переговоров также необходимы для работы с многочисленными деловыми партнерами - 11 компаниями, представляющими восемь различных стран; шесть коммерческих банков; и 13 кредитно-экспортных агентств. Управление огромной и разнообразной командой сотрудников проекта также было непростой задачей, поскольку партнерство BTC управлялось 500-сильной управленческой командой, расположенной в 17 различных проектных офисах.

Экологические угрозы

И бизнес-риски ни в коем случае не были самыми большими из тех рисков, которыми следовало управлять. Сам факт того, что это был нефтепровод, означал, что проект связан с присущими ему экологическими рисками. Существовал постоянный риск утечки или разлива, который мог бы опустошить природную среду – в окружении каких-то необычайно привлекательных пейзажей. Для инженера первостепенное значение имеет то, чтобы экологические риски оставались как можно более низкими. В данном случае риск был повышен тем маршрутом, который мы вынуждены были пройти. Трубопровод пересекал несколько сейсмических разломов – таких как Северный Анатолийский разлом, что представляло опасность землетрясения и последующего разрыва трубопровода и утечки.

Для управления этими рисками был принят ряд инженерных решений. Трубопровод был проложен в трапециевидной траншее, заполненной зернистым материалом, чтобы он мог двигаться в случае землетрясения. На случай самого серьезного сейсмического события, которое могло произойти в течение 10 000 лет, была создана чрезвычайная ситуация.

Несмотря на присущие им риски, главной целью проекта было добиться положительного чистого воздействия на окружающую среду. Одной из ключевых задач было сокращение числа танкеров, перевозящих нефть через Босфор и узкие турецкие проливы, что уменьшало риск загрязнения берегов Стамбула, одного из величайших культурных сокровищ мира. Еще одной важной задачей было сохранение мест обитания диких животных. Тот факт, что трубопровод был похоронен, означал, что в большинстве случаев можно было восстановить землю в ее первоначальном состоянии.

Социальный вызов

Наряду с техническими, политическими и экологическими проблемами существуют также серьезные социальные проблемы. Проект BTC установил особенно впечатляющие стандарты в этой области. Строительство трубопровода затронуло около 450 общин и примерно 750 000 человек. Но наша цель заключалась в том, чтобы ни один человек не был перемещен. И мы добились успеха в достижении этой цели – ни один человек не должен был покидать свой дом в результате реализации проекта. Землевладельцы смогли вернуться на свою землю и использовать ее по-прежнему с минимальными нарушениями.

Это немалый подвиг, учитывая, что пришлось иметь дело с 1000 землевладельцами, владеющими 30000 земельными участками в трех разных странах. Земля должна была быть приобретена этически, через справедливую и прозрачную систему компенсации. Строительство не могло состояться без согласования земельных участков, и поэтому расчет и выплата компенсаций должны были быть учтены в проектном графике. Землеустройство было одним из определяющих шагов для всего проекта.

Положительное социальное воздействие этого трубопровода было значительным. На пиковых уровнях было занято 22 000 человек, от 70 до 80% из которых составляли местные жители, и все они получали профессиональную подготовку и образование, а также заработную плату.

Таким образом, технические, политические, экологические и социальные сложности были неотъемлемой частью инженерной задачи.

Метапредметные навыки

Конечно, ни один инженер не может быть достаточно опытным, чтобы справиться с этими проблемами самостоятельно. Важным инженерным навыком является умение распознавать границы своих компетенций и приобретать необходимые знания, работая с людьми из разных секторов и культур. Проект BTC привлекал широкий круг экспертов: 

  • специалистов по биоразнообразию, которые предупреждали нас об угрозах дикой природе;
  • НПО и правозащитные организации, которые тщательно изучали и консультировали нас по экологическим и социальным последствиям; 
  • археологи, которые помогали нам ориентироваться по историческим местам вдоль маршрута.

Эти группы отнюдь не были пассивными наблюдателями. Неизбежно возникали возражения и споры. Проект такого уровня сложности и политической чувствительности никогда не оставит всех счастливыми. Но центральной особенностью инженерных проектов является то, что выбор предполагает компромиссы. Инженеры должны работать в несовершенных условиях с конкурирующими требованиями.

Все это свидетельствует о том, что инженеры должны уметь работать в самых разных направлениях. Инженерия - это не просто понимание и применение научной теории. Я считаю, что пришло время пересмотреть пакет, который составляет термин "инженерные навыки".

Проектирование будущего

Проектирование будущего
Проектирование будущего

В значительной степени потребность в масле проистекает из нашей зависимости от автомобиля. Однако события могли развиваться иначе. Трубопровод BTC, возможно, никогда и не был нужен.

Это было сто лет назад, когда Оксфордский университет начал преподавать инженерные науки. Это было также сто лет назад, когда модель «Т» Форд пошла в массовое производство. Когда создавалась модель «Т», она могла работать либо на бензине, либо на этаноле. Бензин преобладал из-за "сухого закона" в США, который ограничивал производство спиртов, и из-за низкой цены на нефть.

Последствия этого развития были столь же значительными, как и появление самого автомобиля. Бензин - это высокоуглеродистое топливо. При его сжигании образуются парниковые газы, последствия которых мы только сейчас начинаем понимать. Преобладание бензина, причины которого имели мало общего с чистой инженерией, имело глубокие последствия для человечества. Это помогло создать то, что я считаю сегодня самой большой инженерной задачей: борьба с изменением климата. Возможно, сейчас мы могли бы управлять автомобилями на возобновляемом низкоуглеродном топливе, если бы все развивалось иначе.

Я считаю, что инженеры должны быть более вовлечены в процесс осмысления взаимосвязи между их работой и более широким обществом. Пример с автомобилем показывает, как политические и экономические проблемы за пределами машиностроения оказали глубокое влияние на машиностроение. Пример трубопровода BTC показывает, что инженеры могут оказывать столь же глубокое влияние на политику и экономику.

Инженеры не могут предсказать будущее. Но мы можем использовать наш опыт, чтобы оказать положительное влияние на это будущее.