Найти в Дзене

Как определить готовность ребёнка к школе?

В понятие «готовность ребёнка к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных компонента:
  1. физиологическая готовность;
  2. социально-психологическая, или личностная, готовность;
  3. психологическая готовность.
Оценкой физиологической готовности к школьному обучению, как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребёнка по трём основным критериям:
  1. физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
  2. биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определённых пропорций тела соответственно возрасту;
  3. комплексная оценка состояния здоровья – дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).
-2

Социально-психологическая, или личностная, готовность к обучению в школе определяется готовностью ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребёнок попадает в новые социальные условия и постепенно осваивает новую общественную роль «Я – ученик».

Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребёнком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители как будто не узнают своих малышей; в поведении ребёнка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот – дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребёнка к новой социальной роли («Я – ученик») и социально значимому виду деятельности (учению).

  • Постарайтесь помочь ребёнку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.

Помните: кризис – это явление временное, он проходит, его просто нужно пережить.

Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, всё валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чём-то обвиняли. Ребёнок – такой же человек, только маленький!
-3
  • Не спешите делать замечание вашему ребёнку или указывать на его ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребёнку пережить происшедшую неудачу.
  • Отвлеките малыша от неприятного переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбодрите своего сына или дочку.
  • Не предъявляйте требования, не соответствующие возможностям ребёнка. Подумайте над тем, все ли ваши запреты обоснованы и можно ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
  • Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребёнка, постарайтесь его понять.
  • Помните: тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
  • Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору в общении с детьми.
-4

Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребёнка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются:

  1. уровень развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия);
  2. уровень развития мелкой моторики руки (в том числе графические навыки);
  3. уровень развития связной речи;
  4. эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).

-5
  • Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребёнок пойдёт учиться (а по возможности и учительницы), учитывая при этом его наклонности, здоровье и особенности поведения.
  • Всегда будьте готовы помочь ему во всём – в организации дня, овладении чтением и письмом, выполнении задания, а главное – в налаживании отношений с новыми для него людьми, с новым кругом общения.
  • Помните: окончательно психологическая готовность ребёнка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения.
  • Проследите за тем, чтобы ваш ребёнок прошёл диагностику у психолога на психологическую готовность к школьному обучению.
Советы психологов детского сада-школы "Согласие"