Найти тему
С бензином в крови

Про первое авто. Воспоминания о ЗАЗ-968М

О машине я мечтал с детства. Редкие поездки на такси или машинах родственников, знакомых были событием. Даже просто сидеть в машине дяди мы могли часами...

У отца тяги к технике особо не было. В классе 7-8 я взял в библиотеке учебник по автоделу и даже делал выписки. Параллельно читая подшивку журналов "За рулём" из 70-80-х. Чуть позже даже уговорил отца позвонить по объявлению о продаже горбатого Запорожца. Но дело так и закончилось ничем ((.

Ещё некоторое время спустя появилась первая техника - мопед Рига-13. (Про него целая отдельная история ). Но даже это не отвлекло от главной мечты и цели - иметь машину. И только через какое то время, когда мне было 15, удалось уговорить отца купить авто. Без накоплений и с отношением больше как к игрушке с объектом даже не было выбора - рассматривался только Запорожец. Год был 1998 и в то время они ещё были вполне полноценным транспортом. Многие и начинали именно с них. До сих пор помню название статьи про Зазы в "За рулём" из 90-х - "Начало начал". Единственным источником поиска в то время была только газета частных объявлений. В ней мы и нашли объявление про наш салатовый 968м 90г.в. за 2,7 млн. р. (деноминация произошла позже). Выбора вариантов практически не было, опыта в осмотре и эксплуатации техники - тоже, покупку совершили после беглого осмотра. Наличие кузовных проблем тоже не смутило (https://zen.yandex.ru/media/id/5e53a7175c1f4e253331f7a6/s-kakimi-samymi-sereznymi-kuzovnymi-problemami-ia-stalkivalsia-na-otechestvennyh-avto-5e61bef20e268f193d65ae8b). На другой день продавец после заключения сделки через комиссионный магазин (в то время только такой вариант, никаких рукописных дкп) пригнал его к нам. Хранить и эксплуатировать планировалось в пригороде - там в частном доме жила бабушка.

Началось освоение техники. Сначала осмотром и чтением инструкции )). Надо сказать, что буквально за 2-3 месяца до этого состоялись мои первая и вторая поездка на "Москвичах" у дядьёв. Вот и весь опыт )).

Тросика "подсоса" не было почему-то и первое время при запуске и прогреве мы фиксировали воздушную заслонку проволокой под капотом )).

Начались первые катания. Самый первый выезд доверили мне (ведь у меня свежий опыт )). В первые разы через узковатые ворота двора машину выкатывали руками. Наши катания были в радиусе 3-4 км по переулкам и полевой дороге за кладбищем. Всегда в сопровождении отца. Выручало, что и заправка была не очень далеко, но надо было пересечь довольно оживлённую дорогу. Поначалу даже записывал заправки. И как сейчас помню что литр 76-го бензина стоил 1500 (1.5 р после деноминации). Прикинув потом расход, получал 12-15л на сотню. Но для учебной езды на 1-2-3 передачах по задворкам это не страшно. Катались всю осень. За рулём стал бывать и младший брат, которому было всего 13. Помню однажды после проезда неровностей двигатель странно заклокотал. Но только вернувшись домой увидели что потеряли глушитель )). Пришлось ехать обратно и искать. Много весёлых историй было. Пару раз, ночуя у бабушки, мы с братом катались ночью и одни. Для этого потихоньку выкатывали запор на безопасное расстояние и только потом заводили.

Езда настолько увлекла, что за зиму отец выучился на права. И следующее лето эксплуатация стала уже более интенсивной. Ездили на природу, за грибами. Но всё же за всё время было накатано всего около 2000 км. Потом лет через 10, вспоминая Запорожец, я шутил, что это единственная машина, которую не таскали на верёвке. Но секрет не в надёжности, конечно, а в малых пробегах.

Из ремонтов вспоминаю только замену прокладки масляного поддона, пары манжет в тормозной системе.

Получив права и некоторый опыт, через год отец купил пятилетнюю "пятёрку", а Запорожец был по весне продан. Жигули после него казались пределом комфорта )). Но это уже совсем другая история....

И всё же именно воспоминания о нашей первой машине подтолкнули меня через много лет снова купить "Запорожец". История об этом тоже есть : тут

Авто
5,66 млн интересуются