Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Как поссорились «белый» и «рыжий»

Юрий Никулин и Олег Попов
Юрий Никулин и Олег Попов

В 2016 году умер Олег Попов. К этому времени Юрия Никулина не было уже 19 лет. Два этих великих артиста — часть детства всех, родившихся на закате СССР. Детство немыслимо без Клоуна, а эти двое были олицетворением клоунады. Скажи тогда кто-нибудь юным пионерам, что дядя Олег и дядя Юра могут ненавидеть друг друга, это было бы воспринято как святотатство. Однако так оно и было.

«Клоун Олег Попов» — так он единственный раз упоминается в книге мемуаров Никулина «Почти серьезно», где автор много и доброжелательно пишет о других своих коллегах. Сухая констатация, которая много говорит об их отношениях. А Попов, Солнечный клоун СССР, когда он уже десять лет был Счастливым Гансом Германии, на вопрос журналиста, дружен ли он был с Никулиным, холодно ответил: «Не комментирую».

Разоткровенничался Олег Константинович позже — когда в 2015 году, к 85-летнему юбилею, о нем вспомнили на родине, пригласили выступать, брали много интервью. Когда в одном из них его спросили об отношениях с Никулиным, он долго перечислял свои обиды, в конце оговорившись, что все-таки человека больше нет и не хотелось бы, вообще-то, плохо говорить, но... И тут старый клоун не справился с лицом — при словах «человека нет» на нем возникла радостная улыбка...

Никулин — «белый», Попов — «рыжий». Они могли бы составить великолепный дуэт. Этого не случилось, но путь в профессии у них был похожим. Оба начинали ассистентами у великого Карандаша, Михаила Румянцева. Попов пришел к нему на место Никулина, который незадолго до этого ушел после конфликта с маэстро.

В последующие годы Никулин покорял арену в дуэте с Михаилом Шуйдиным, а Попов предпочитал соло, причем прославился раньше Никулина, который по сравнению с ним долго воспринимался как рядовой коверный. К нему слава пришла позже — в кино, в роли Балбеса в комедиях Гайдая, но позже он создал и мощные драматические образы у Тарковского, Бондарчука, Германа-старшего. Попов тоже иногда снимался в фильмах, но домом его была арена. Похоже, он ревновал к киноподвигам визави, но и гордился тем, что сам исключительно цирковой человек: «Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, — прекрасно. Но он не такой цирковой, как я».

Однако и у Юрия Владимировича были причины завидовать Олегу Константиновичу. Популярность Никулина ограничивалась пределами СССР, а Попов был прославлен на весь мир! Началось все в 1958 году, когда труппа советского цирка поехала на гастроли в Западную Европу. Говорят, после выступления в Бельгии вдовствующая королева Елизавета прямо на арене поцеловала Попову руку и воскликнула: «Ой, солнышко из России прилетело!» Возможно, старенькое величество действительно учудило нечто подобное, однако сам Попов происхождение своего прозвища объясняет более прозаично: «В самой первой рецензии (на гастроли. — «СМ») было написано, что в такую туманную погоду приехал клоун, который солнцем осветил арену, отчего всем стало теплей, с легкой руки того рецензента меня теперь всегда называют Солнечным клоуном».

Как бы то ни было, Попов стал брендом советского цирка. В Мюнхене и Брюсселе есть улицы его имени, он внесен в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого популярного клоуна в мире. Никулину о таком и мечтать не приходилось, поэтому, очевидно, его высказывания о международном успехе коллеги содержали скрытую иронию: «Олег Попов — это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна».

Но в СССР они гремели на равных. С их образами выпускалась даже сувенирная продукция — неслыханное новаторство для советского легпрома. Оба народные артисты (Попов стал им на четыре года раньше), оба более чем успешны в плане материальном. Никулин получал у Гайдая за съемочный день 50 рублей — треть месячной зарплаты инженера. У Попова было два «фольксвагена» — тогда великая редкость даже в Москве.

Кажется, сперва их отношения были дружелюбными. «В 1960-е годы молодые Олег Попов и Юрий Никулин даже выступали в одном спектакле… И отношения у них были просто прекрасные. Что произошло потом, я не знаю», — рассказывает Татьяна Николаевна, вдова Никулина. Поговаривают, что Попов подворовывал у Никулина репризы. «Отец с Шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград, — рассказывает Максим Никулин. — На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне... Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут! Что нам делать?!» А начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Впрочем, такая практика в цирковой среде распространена. Да и Попов потом жаловался, что именно у него воровали репризы. Татьяна Никулина это опровергает: «Был такой автор — Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это — вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание».

Кстати, по поводу этой действительно замечательной репризы рассказывают, что она была сначала отрепетирована очень известным, а теперь забытым клоуном Валерием Мусиным. Но накануне заграничных гастролей он серьезно заболел, и номер срочно переделали под Попова. Говорят, после оглушительного успеха Попова Мусин запил и вскоре вышел в тираж.

Корень неприязни двух великих клоунов в амбициях более не артистических, а административных. В 1981 году, когда Никулин стал главным режиссером, а позже директором Цирка на Цветном бульваре, ныне носящем его имя, оказалось, что на то же место метил и Попов. Еще более горько обиделся Олег Константинович в 1990-м, когда подошел его 60-летний юбилей. Он до сих пор уверен, что Юрий Владимирович специально не позволил ему отмечать его на Цветном. Татьяна Никулина утверждает, что все было совсем не так: «У нас в цирке упал потолок, и цирк вообще был закрыт. Поэтому мы просто не имели физической возможности проводить его юбилей». Чествовали Попова в Большом московском цирке. Гайдаевская троица — Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин — с арены приветствовала юбиляра: «Будь здоров, Олег Попов!»

Было ли это лицемерием Никулина? Некоторые так и думают. «Юрий Владимирович оказался к своим друзьям очень жестким и жестоким человеком», — говорит клоун Юрий Куклачев. А Евгений Моргунов сказал как-то про Никулина: «Мы были в одной упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры». Это вызвало резкий публичный ответ Юрия Владимировича, а после одного из грубых моргуновских розыгрышей он велел никогда не пускать его в свой цирк. А Георгий Вицин запрещал своей дочери просить у Никулина контрамарки. Но настоящими врагами члены трио, кажется, так и не стали.

Похоже, не считал Никулин врагом и Попова, несмотря на то что тот говорит обратное: «Никулин очень сильно меня ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет». «Юрий Владимирович всегда говорил об Олеге только положительное, ни одного высказывания против я не слышала за все годы, — возражает Татьяна Никулина. — Да и делить им было нечего. Олег был первым? И ради бога. Юрий Владимирович никогда не претендовал на позицию первого клоуна». «Попов был обласкан страной и партией, получил народного, будучи молодым. Под него подбирались коллективы. Он ездил за границу без ограничений. Потом, женившись, остался в Германии, а сейчас изображает из себя жертву режима», — вторит ей Максим Никулин.

У Попова мнение другое — он уверен, что причина его неудач как раз в том, что он, в отличие от Никулина, никогда не состоял в КПСС («Мне кажется, что понятие «клоун-коммунист» само по себе смешно»). Однако после 1991 года членство в компартии было уже не актуально. Попов эмигрировал, говорил, что вынужденно: пока он был на очередных гастролях, денежная реформа в одночасье лишила его всех немалых накоплений, а в Германии его труппу бросил импресарио, оставив в чужой стране без денег. А вскоре умерла его жена, и больше его в России ничего не держало. Наверное, все это действительно повлияло на его решение, однако было бы оно иным при более благоприятных обстоятельствах?..

Он работал в Европе, а его антагонист скончался в России в 1997 году в почете и славе. Почему-то Попов обижается и на то, что сын Никулина стал после него директором цирка. Неужели Олег Константинович всерьез полагал, что российское правительство пригласит на эту знаковую должность пожилого коверного из шапито немецкой коммуны Эглофштайн, хоть и не отказавшегося от гражданства России?..

Попов был богат, знаменит, счастлив в браке с немецкой циркачкой Габи, которая была моложе его на 30 лет. Продолжал выступать до самой смерти, иногда приезжал на родину. А бронзовый Никулин все это время ждал его, устало куря вечную сигарету на Новодевичьем кладбище.

«Секретные материалы 20 века» №20(510), 2018. Павел Ганипровский, публицист. Санкт-Петербург