Она заходит домой после сада и с порога не может определиться, что же ей хочется делать больше всего: тут и кот мимо пробежал, а его так хочется дернуть за хвост; и книжка виднеется на краю стола, в которой полно интересных страниц; а еще помнится, что у мамы в хлебнице лежит вкусное печенье; по телеку обещали мультики; в ящике есть новые карандаши и альбом... Ой, надо срочно снять куртку и шапку, а то ничего не успеется! Противная молния - не хочет открываться! Гадкие ботинки - в них всегда застревают пятки! Кооот! Коооот! Ты куда? Не уходи...
И тут накрывает волна негодования, слезы градом, писк, визг - обидно. Все очень обидно! Хочется всего и сразу, а ничего не получается. И вот она ползет за котом в одном ботинке, небрежно кинув куртку на пол в коридоре, тут же цепляет любимую книга и направляется за печеньем. Мама кричит: "Ну-ка, быстро раздевайся и иди мыть руки!" Но это пролетает мимо ушей, даже вскользь не задев внимание. Она уже рисует. После получения словесной оплеухи, ей все-таки приходится раздеться и вымыть руки, но делается это вприпрыжку и с подскоком.
Далее начинаются не просто бега и скакания. Порой кажется, что по дому скачут полчища блох или сбежавшие из цирка обезьянки... Нет, это не блохи и не мартышки... Это моя дочка Аня. И у нее СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ей уже 7 лет...
Основные признаки СДВГ
В общих чертах, СДВГ выражается повышенной двигательной активностью и плохим вниманием. Но это очень обобщенно. Многие дети обладают некоторыми чертами гиперактивности, но не все они страдают от данного диагноза. Как же определить, что перед вами настоящий сдвгшка?
Чрезмерная двигательная активность
Двигательная активность не просто повышенная. Она порой неуместная и алогичная. Ребенок бегает, прыгает даже там, где ситуация этого не требует. Ему сложно сидеть без движения. Если его ограничивают в моторной активности, он будет ерзать на месте, крутить головой, заламывать пальцы, теребить что-то в руках, болтать, выкрикивать с места. За столом опрокидываются тарелки, разливаются напитки - совершенно не предумышленно.
Ребенок всегда бодр и активен. Кажется, он не устает. Он даже спит хуже и меньше. У него будто есть батарейка. Ему удается зацепить всех окружающих и увлечь в эту круговерть движений. Он быстро перескакивает с одного занятия на другое и забывает о предыдущей цели. Это хаотичная цепочка активности, которая выматывает обычного человека, но не ребенка с СДВГ.
Аня способна за пять минут навести дикий хаос во всей квартире, потому что это бешеный ураган, сметающий все на своем пути. Она пританцовывает, подпрыгивает, катится куда-то кубарем, лезет наверх, заползает под кровати, размахивает руками и ногами, посыпает все сверху крошками печенья и рваными кусками бумаги - всех действий не перечислить. И так целый день. Я устаю просто смотреть на это, а она так проживает свой день.
Слабое внимание
Оно не просто слабое. Его катастрофически не хватает. Анюте очень сложно сосредоточиться на чем-то одном. Она постоянно отвлекается. Любой звук, любой внешний стимул перетягивает ее внимание на себя. При индивидуальных занятиях она научилась концентрироваться, но все равно этого не хватает для качественного выполнения упражнений. Вот она вела линию и обводила что-то по контуру в тетради, но мимо пробежал пушистый котяра Чит, и Аня забыла о том, что она делала. Так во всем.
Выполняем упражнение на счет: пальчиком считаем яблоки на картинке, все проговариваем, называем вместе - кажется, будто она сосредоточена. Но за окном посигналила машина. Все. Она тут же переключилась и не помнит, что было три секунды назад. Возврат к выполнению прежнего действия происходит только при помощи постороннего.
Ей тяжело соединить действие и словесную инструкцию, держать в голове цепочку последовательных движений, следить за строчкой в книге, разграничивать зрительно пространство, последовательно переключаться на разные объекты. Она тут же рассредотачивается. Дефектен и объем внимания. Анюта не может вместить в свое восприятия сразу несколько объектов и оценить их одним махом. Например, на листе нарисованы 8-10 фигур, которые нужно распределить по каким-то признакам (цвет, форма, величина, рисунок и т.д.). Да, она хорошо ориентируется в этих понятиях, но делает задание дольше сверстников, потому что постоянно упускает какие-то детали из виду.
Повышенная истощаемость
Казалось бы, как могут совместиться чрезмерная активность и истощаемость? Легко. При СДВГ так и есть. Аня будет скакать блохой даже в том случае, когда жутко устала. Я бы сказала, основной признак, что этому товарищу пора срочно спать - повышение двигательной активности в еще большем объеме. Если вечером начался хаос, пора под одеялко. Это закон.
Дети с СДВГ быстрее истощаются психически. И это отражается на из активности. У них по-другому работают процессы возбуждения и торможения. "По-другому" значит совсем наоборот. Там, где вы протянете ножки, сдвгшка будет бегать. Кстати, у них могут наступать периоды "перезагрузки". Это когда ваш деть будто выпадает в астрал. Он здесь. но он залип, и до него не достучаться. В такой момент он реально вас не слышит.
При данном синдроме часто присутствует "мерцающее сознание" - это то, о чем я сказала только что. Перманентное зависание бортового компьютера, а потом снова скачки)))
Нарушения мелкой моторики
Я говорила, что крупная моторика у детей с СДВГ дефектна. Они чрезмерно подвижны, но при этом могут быть неуклюжи, неаккуратны, плохо держат равновесие. Однако еще худшая картина порой вырисовывается с мелкой моторикой, т.е. с работой кистей рук и пальчиков.
У Ани они были будто деревянные. Сейчас ситуация сглаживается, но ее успехи по овладению рисованием, лепкой, вырезанием, шнурованием, застегиванием пуговиц и манипулированию предметами сильно отстают от возрастной нормы. Страдают и графомоторные навыки (что это такое, читайте в этой статье). Сделать какую-то поделку из бумаги самостоятельно она не может, как и застегнуть молнию (соединить замочек), зашнуровать ботинки, завязать бантик, аккуратно вырезать по контуру, закрасить рисунок с соблюдением границ ит.д.
Все движения кистями выглядят несколько заторможенными. Создается впечатление, что Анюта совершает их в замедленном ритме и будто долго обдумывает всю последовательность - нет автоматизма.
Нарушения памяти, речи и других психических функций
Не у всех, но у половины детей с СДВГ могут наблюдаться сниженные возможности в формировании других психических навыков, таких как память. мышление, воображение, речь. Может иметься сниженная познавательная активность, когда ребенку мало интересен мир вокруг. Он не стремится постичь что-то новое, уклоняется от подобных занятий. В таком случае будут присутствовать ограниченные и обособленные интересы, на которых дети застревают. По сути, тогда речь пойдет о задержке психического развития (ЗПР). Это ведет к нарушениям специфических школьных навыков: письма, чтения, счета и т.д.
Нарушения поведения
При СДВГ часто встречаются те или иные эмоционально-волевые отклонения, т.е. проблемы с поведением. Дети хуже адаптируются к разным ситуациям, ведут себя более нервно и агрессивно, слабо регулируют свое поведение и действия, не отдают им отчет. Они бывают слишком впечатлительны, обидчивы, не уверены в своих силах, с заниженной самооценкой.
Реакции часто деструктивны, что связано с плохим развитием лобных долей мозга, которые отвечают за мышление и поведение. Вы можете заметить, что ребенок с СДВГ имеет склонность к быстрой смене настроения: то плачет, то смеется, то радуется, то печалится. Эмоции и чувства бывают совершенно противоположными.
Как и детки с ЗПР, они не всегда понимают оттенки эмоций и чувств других людей, потому что могут не испытывать их сами. Присутствуют проблемы с эмпатией (сопереживанием).
Отношения с окружающими или социализация и коммуникация
Деструктивные реакции и поведение приводят к тому, что между детьми с СДВГ и нормотипичным коллективом вырастает барьер. Им сложно заводить прочные дружеские отношения, вливаться в общество, потому что они не умеют подчиняться правилам и нормам, соблюдать условия игры. Кстати, из всех игр дети с данным синдромом предпочитают подвижные, где минимум ограничений и условий.
В личном общении они не соблюдают границы, навязывают свои требования, могу занимать как позицию "главнокомандующего", так и роль жертвы-клоуна, над которым все потешаются.
Это те дети, кто постоянно провоцирует нарушение общественного порядка и дисциплины. Не на зло взрослым, а потому, что не способны усваивать правила в полном объеме.
Даже с родителями отношения могут быть нарушены в силу того, что взрослые устают от такого поведения ребенка, не знают, как с ним себя вести, не понимают особенности его физиологии и психологии, расстраиваются из-за жалоб окружающих.
Более подробную характеристику на детей с СДВГ читайте в этом разделе. В следующем посте обязательно обсудим приемы и методы, которые успешно гасят излишки деструктивной активности, а внимание, наоборот корректируют в лучшую сторону. Они очень помогают мне с Анютой.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и выражайте свое мнение в комментариях. Мы обсуждаем все, что касается детей с особенностями развития, их мам и их жизни. Будет интересно!
Также читайте на канале:
Стереотипии или стимминг у детей
Как проходит день мамы особенного ребенка
Про котиков. Пушистые нахлебники и наглые морды
Коронавирус, Подмосковье, 17 марта, пустые полки в магазинах
Ребенок с ЗПР (задержкой психического развития) в саду. Стоит ли отдавать в коррекционный сад
Ребенок с ЗПР, общая характеристика
Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли...