В последнее время рекламные звонки и смс стали крайне назойливыми. Каждый из нас так или иначе сталкивался со звонками, предлагающими различные товары и услуги. Постоянный поток рекламного спама ужасно раздражает и отвлекает от важных дел.
Первый вопрос, который возникает, «как у этих милых людей оказался мой номер?».
Даже если вы не раздаете свой номер всем подряд, то достаточно указать свой номер при регистрации на сайте, в интернет-магазине, при оформлении кредита в банке, чтобы “согласно правилам сайта” вам могли звонить и владельцы этих правил, и все те, кому они догадались продать ваш номер.
Конечно, не все сервисы столь нечистоплотны. Но не стоит забывать, что мы живем во времена расцвета кибер-преступности, и хакеры могут украсть базы данных у сотовых операторов и иных организаций. Кроме того, базы данных с номерами телефонов могут быть незаконно проданы сотрудниками организаций, имеющими к ней доступ.
Согласно ФЗ "О рекламе"и ФЗ "О персональных данных" рекламные звонки и смс допускаются при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Если вы не давали согласие на получение рекламных звонков и смс или отказались от обработки персональных данных (как отозвать согласие на обработку персональных данных можно посмотреть в нашей предыдущей статье), то данные звонки и смс незаконны.
Способы борьбы с телефонным спамом
После того как вам позвонили с предложением «очень нужной» услуги, попросите звонящего представится и назвать компанию/организацию от лица которой он предлагает услугу. Не забудьте узнать, если у них ваше согласие на обработку персональных данных. Если вы точно уверены, что согласия на рассылку рекламы и обработку персональных данных не давали, то апеллируйте федеральными законами «О рекламе» и «О персональных данных».
Пригрозите обращением в Роскомнадзор или Федеральную антимонопольную службу (за рекламную рассылку смс) и административным штрафом, если ваш номер телефона не удалят из базы данных. За обработку персональных данных без согласия в письменной форме полагается наложение штрафа от 3 000 руб. до 75 000 руб.
За нарушение законодательства о рекламе может быть предусмотрен штраф от 2 000 руб. до 500 000 руб.
Далеко не все спамеры готовы к диалогу с юридически образованным абонентом. Как правило, они быстро сворачивают беседу и кладут трубку. Иногда данная тактика может помочь: даже простые угрозы обратиться в инстанции дадут понять, что вы “проблемный слушатель рекламы” и ваш телефонный номер могут удалить из базы данных.
Хотя чего их жалеть? Они-то нас не жалеют! Можно перейти от угроз к делу и обратиться в Роскомнадзор или Федеральную антимонопольную службу. Жалоба может быть подана в письменной форме или в электронной форме. Важно знать, что жалоба должна быть подкреплена доказательственной базой, например, аудио или видеозаписью разговора.
Но если обращение в органы не дало результата, можно воспользоваться иными способами борьбы:
1. Внести телефонный номер спамера в черный список. Это не очень эффективная мера, так как спамеры часто меняют номера. За то это можно сделать быстро и просто.
2. Заблокировать звонки, которые не внесены в список ваших контактов, с помощью встроенных опций смартфона. Данный способ является более эффективным, но так можно пропустить важные звонки.
3. Установить на смартфоне приложение, которое определяет рекламные звонки и пишет название компании или фиксирует их склонность к спаму. Например, данные приложения есть у "Яндекса" и "2ГИС".
Расскажите, как вы боретесь с телефонным спамом? Может быть в вашей коллекции есть экстравагантные примеры?