Проблема сохранения здоровья имеет огромное социальное, экономическое и гуманистическое значение. Решаться она может только совместными усилиями, политиков, ученых многих отраслей, знания практиков. В настоящее время в решении этой междисциплинарной проблемы доминируют медицинский и социологический подходы. Во множестве исследований выявлены факторы риска заболеваний, проведен сопоставительный анализ здорового и неправильного образа жизни, доказана опасность последнего. Получаемые в них данные необходимы для выработки новых организационных принципов здравоохранения на общегосударственном уровне, в частности в совместной взаимодополняющей практической работе медиков и психологов, особенно если посмотреть на данную проблему с учетом взаимосвязи физиологии, эмоций, работоспособности и творчества. Уже давно никто не сомневается в том, что условия современной жизни представляют собой совокупность источников постоянного стресса. Мы испытываем эмоциональные перегрузки, переживаем, нервничаем волнуемся иногда по пустякам, а иной раз действительно из-за серьезных причин. При этом, не задумываемся о том, какие процессы протекают в нашем организме, когда мы злимся, гневаемся или обижаемся на кого то. Допустим, что бы научиться работать на компьютере, нужно приобрести соответствующие умения и навыки, затратив много времени и усилий. А психика каждого человека является более сложной, чем самый мощный компьютер. Но мы, каждый день, использую нашу психическую сферу, порой далеки от правильного понимания того, как она функционирует. И уж тем более не умеем управлять ее работой. Часто неведение или ошибочное представление о наших психических процессах становится предпосылкой для развития стресса. Потому для сохранения психического и физического здоровья желательно ознакомиться с элементарными основами работы нашей загадочной психики.
По мнению И.П. Ильина, эмоции - это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания и т.д.) и психомоторике: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу (тон, тембр).
О связи эмоций с физиологическими реакциями организма писали Аристотель (эмоциональные процессы реализуются совместно с "душой" и "телом"), Р. Декарт (страсть, возникающая в душе, имеет своего "телесного двойника") и др. Эта связь давно была подмечена разными народами и использована в практических целях. Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса, затем после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис был сухим, значит у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа, обычно называемого "детектором-лжи".
В нашей стране, после знаменитой павловской сессии 1949 года, единственно правильным было объявлено учение о высшей нервной деятельности, а все явления связывались с условнорефлекторной деятельностью, механизмы эмоций стали рассматриваться только с этих позиций не только физиологами, но и психологами. Сам же И.П. Павлов говорил о врожденных эмоциях, связанных с удовлетворением или неудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов, и о приобретенных (по механизму условных рефлексов) эмоциях, направленных на удовлетворение приобретенных в онтогенезе потребностей. В то же время он удивительно легко объяснял физиологические механизмы поожительных и отрицательных эмоций: первые связаны с возбуждением, а вторые с торможением.
Особое внимание физиологическим проявлениям уделяли в своей теории эмоций У. Джемс и Г. Ланге, которые доказывали, что без физиологических изменений эмоция не проявляется. Так, Джемс писал: "Я совершенно не могу вообразить, что за эмоция страха останется в нашем сознании, если устранить из него чувства, связанные с усилением сердцебиения, коротким дыханием, дрожью губ..." Однако в дальнейшем было показано, что глубокие органические изменения, происходящие при эмоциональных реакциях, не исчерпывают существа эмоций: когда в опыте исключили все их физиологические проявления, субъективное переживание сохранилось.
Очень выразительное описание физиологических компонентов радости, печали и гнева приведено у Г.Н. Ланге. Радость сопровождается усилением инервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей, и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.
Характерным признаком физиологических проявлений печали является и парализующее действие на мышцы произвольного движения. Возникает чувство усталости, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает холод и с большим трудом согревается. Печального человека можно узнать по его внешнему виду, он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, плечи опущены. Огорчения очень старят. Известно, например, что в армиях, терпящих поражение, наблюдается гораздо большая подверженность болезням, чем в армиях победоносных. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроения влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. Если в течении долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Следовательно, влияя на физиологические процессы, эмоции могут способствовать сохранению здоровья или возникновению болезней как соматических, так и инфекционного характера.
С другой стороны, исследования в области эмоций и гормональной системы человека показали, что разные гормоны обусловливают различные эмоции. Так, дефицит порадреналина вызывает депрессию, в виде тоски, а дефицит серотонина депрессию, проявляющуюся в виде тревоги. Исследование мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показало, что он обеднен как порадреналином, так и серотонином. Увеличение концентрации серотонина в мозге улучшает настроение. Следовательно не только эмоции влияют на физиологию, но и она способствует возникновению тех или иных эмоций. И существует ли возможность сохранения своего здоровья, да и жизни, при наличии гормональных нарушений такого плана, без приема медикаментозных средств? На этот вопрос точного ответа нет.
Еще один интересный факт обнаружил Р. Левинсон: отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные, независимо от возраста и культурной принадлежности. Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. А дословно "стресс" переводится как "напряжение" Селье пришел к выводу, что "люди не в состоянии избежать стресса, а полная свобода от стресса - означает смерть!" Начиная с Селье под стрессом стала пониматься не специфическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование. Во время стресса в кровь начинают выделяться определенные гормоны, под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма (повышается пульс, свертываемость крови, сердечный ритм). Сущность данной реакции заключается в "подготовительном" возбуждении, активации, необходимой для готовности к физическому напряжению, однако такая физическая деятельность у современного человека в отличии от предков, редко когда развивается в действительности. В силу социальных запретов он не может реагировать бегством или агрессией, а механизмы выработанные в эволюции, срабатывают и приводят вначале к вегетативному возбуждению, затем к поражению внутренних органов. Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг, стрессовых воздействий вызывает у людей преимущественно гипертоническую и язвенную болезни, инфаркт, инсульт, стенокардию, сердечную аритмию, и др. Ожирение и избыточный вес часто выступают как признаки неудовлетворенности в жизни, тогда еда выполняет роль простейшего компенсатора. Р.М. Грановская пишет "...у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы... Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии". Далее она пишет, что многолетняя печаль так же не проходит без последствий: "печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы". Страдания о прошлом чаще всего приводят к болезням сердца, а страх будущего и забота о нем - к заболеваниям печени. Так, М.И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом и яростью, желудок - апатией и подавленным состоянием, а рвоты нарастают при беспокойстве. Это возникает в том случае, когда стрессовое воздействие превышает адаптационные возможности человека, учитывая социальные запреты реагирования. С одной стороны мы имеем врожденное, например характеристики нервной системы, которые могут оказывать влияние на интенсивность эмоциональных реакций, а с другой стороны приобретенное в результате социо-культурного развития. При этом, Грановская пишет, что важной особенностью высших психических функций является и то, что их физиологический компонент, то есть те изменения в работе центральной нервной системы, которые обеспечивают соответствующий психический процесс, человеком совершенно не воспринимаются. Нейрофизиологические составляющие психических процессов оказываются практически недоступными для самонаблюдения. Как же достичь гармонии, а следовательно и здоровья, если возникает парадокс: события, развивающиеся в нас самих, в нашем мозгу, мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, ощущаем. До сих пор недостаточно выяснено, какова непосредственная зависимость высших психических функций и форм поведения от структуры и функций нервной системы. Нейропсихологи и нейрофизиологи еще решают эту трудно поддающуюся проблему, ведь речь идет об изучении тончайших интегративных связей клеток головного мозга и проявлений психической активности человека.
Существует множество исследований и различных теорий в отношении физиологических механизмов эмоциональных состояний человека. Е.Д. Хомская и Н.Я. Батова выделяют два направления: узкий локализационизм и системный подход. Сторонники узколокализационных концепций утверждают, что для каждой "базовой" эмоции (по изарду существует десять базовых эмоций - гнев, страх, презрение, отвращение, интерес, радость, удивление, стыд, вина) в головном мозге имеются свои центры. Опыты с использованием электростимуляции отдельных участков головного мозга у человека показали, что эмоция страха связана с передней частью островка, задним отделом гипоталамуса и миндалевидным ядром, а миндалина и средний центр таламуса - с яростью. Таким образом, эмоциональное реагирование связывается этими авторами в основном с подкорковыми центрами. Исследователи, придерживающиеся системных взглядов говорят о существовании "эмоционального мозга" или так называемого "круга Пейпеца" (лимбическая система переднего и среднего мозга, гипотоламус). В настоящее время лимбической системе отводится роль координатора различных систем мозга, участвующих в обеспечении эмоционального реагирования. Из изложенного выше ясно, что эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в кторой задействованы разные системы организма и личности. Н.Д. Левитов и многие другие авторы предлагают другой термин - эмоциональное или психофизиологическое состояние обусловливающее эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности. Е.П. Ильин представляет логическую схему данного определения так: Состояние --------Эффективность деятельности, работоспособность. Однако данное утверждение является спорным, так как отсутствует прямая связь между, например, частотой сердечных сокращений или дыхания и изменением работоспособности. Следовательно, изменение работоспособности - явление вторичное и не отражает прямо сущность состояния человека. Более того, психологи и физиологи утверждают, что при стрессе или состоянии скуки на первых этапах их развития физическая работоспособность даже увеличивается. Интересный вывод сделан в результате своих исследований Дорфман в 1986 году, что физическая работоспособность, у лиц с сильной нервной системой больше при эмоции радости, чем при эмоции страдания, а у лиц со слабой нервной системой - при эмоции страдания, чем при эмоции радости. На основании этого, можно предположить, что работоспособность в большей степени обусловлена биологическим фактором (тип первой системы), при этом сможет изменяться в зависимости от эмоционального состояния. С другой стороны любая деятельность человека - это творческий процесс, даже если ты работаешь дворником. Когда исчезает творческая составляющая в работе, она становится скучной, монотонной. Мы теряем к ней интерес и в дальнейшем наша работоспособность падает. Интерес - позитивная эмоция, которая, по мнению Изарда, является единственной мотивацией, обеспечивающей работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества. На первой - человеком движет интенсивная эмоция интереса - возбуждения, ей характерны импровизация и вдохновение. Вторая стадия - это разработка идеи, озарившей человека и она требует самодисциплины и тяжелого упорного труда, поэтому интерес должен быть достаточно устойчивым, что бы человек мог противостоять усталости и негативным эмоциям. Есть много людей способных к первичной стадии творчества, к вдохновению, но лишь не многие способны к материальному его воплощению. Значит усталость и негативные эмоции влияют на работоспособность. А интерес хотя и должен быть устойчивым, но может колебаться, например, из-за тяжелой рутинной работы в период доведения продукта творчества до желаемого совершенства. Допустим данный период затянулся и человек длительное время находится в состоянии стресса, то как это отразится на его физическом и психическом здоровье. Психологи и физиологи утверждают, что отрицательно. Что же делать. Еще античные философы утверждали, что духовное, душевное (психическое, ментальное) здоровье и телесное бытие человека неразрывны. Алкмеон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и неподвижного). Болезнь наступает как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Возможно современному человеку стоит обратить внимание на древнее знание и осознать свои биологические и социальные возможности, затем соотнести их со своими потребностями и найти равновесие. Это может быть интересным творческим процессом. Творческое отношение к себе, к собственной личности - это путь ведущий к выходу из создавшейся ситуации. В рамках новой научной парадигмы на первый план выходит проблема человека. Человек - самый сложный из всех объектов нашего мира, а сложность объекта пробуждает интерес к нему.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в той или иной степени каждый человек обладает информацией о связи эмоций с физиологическими изменениями в организме, о том, что стресс и длительные переживания негативных эмоциональных состояний снижают работоспособность и главное ухудшают здоровье. Ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства.